Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена проблеме формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. Показано, что формирование нравственных ценностей происходит на уровне сознания, эмоций и поведения в целостном процессе внеурочной деятельности, включающем различные формы, методы и направления воспитательной работы. Методика организации внеурочной деятельности включает занятия по программе «Чаша жизни», развивающие игры, познавательную, досугово-развлекательную, трудовую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное и социальное творчество, беседы с самостоятельным формулированием ребенком собственных суждений. На основании исследования психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что усвоение нравственных ценностей происходит при условии собственной активности ребенка. Вовлечение ребенка в деятельность происходит в ходе игры-путешествия, продолжающейся во всех классах начальной школы, что позволяет использовать в качестве эмоционально положительного подкрепления требуемых форм поведения создание внутренней мотивации с помощью опоры на непосредственное восприятие ребенка. Основой формирования нравственных ценностей является эмоционально-когнитивный опыт, полученный ребенком в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Формирование привычки к нравственному поведению происходит благодаря включению ребенка в межличностное общение и взаимодействие в микрогруппах. Содержание нашей воспитательной программы внеурочной деятельности определяется главной целью - формированием базовых компетенций в подрастающем поколении: потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей на основе нравственных представлений о действительности. В процессе исследования выявлялся уровень нравственной воспитанности младших школьников на основе характеристик сформированности нравственных ценностей, которыми были определены знания морально-нравственных норм, способность к оценке событий с точки зрения моральных норм, эмоциональная отзывчивость, мотивация нравственного поведения. Проведенное исследование подтверждает необходимость организации воспитательной работы по формированию нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности на уровне представлений, чувств и поведения с опорой на развитие эмоционально-когнитивного опыта в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Ключевые слова
формирование нравственных ценностей; воспитательная работа; младшие школьники; внеурочная деятельность; внутренняя мотивация; эмоционально положительное подкрепление; нравственное сознание; нравственные чувства; нравственное поведение; formation of moral va
THE formation OF moral values OF primary school pupils during their extracurricular activities
This paper is dedicated to the problem of the formation of moral values among primary school pupils during their extracurricular activities. It is shown that the formation of moral values takes place at the level of consciousness, emotions and behavior during the integral educational process that includes various forms, methods and directions of educational work. Methods of organizing extracurricular activities include lessons of the program «Chasha Zhizni», educational games , educational , leisure and entertainment activities, labour, sports and recreational activities, tourist and regional studies, problem -value communication, artistic and social creativity, conversations with child’s independent formulation of his own judgment. It is concluded basing on the investigation of psychological and pedagogical literature that acquisition of moral values takes place on condition that there is self-activity of a child. The child involvement into activity happens during a game - a journey that continues during the whole educational process at elementary school. This provides the opportunity to use the internal motivation based on child's direct perception as a positive emotional reinforcement of the required activity forms. The emotional and cognitive experience of a child gained in activity and interpersonal interaction is the basis of the formation of moral values. The formation of moral values happens due to the fact that the child is engaged into some forms of interpersonal communication and interaction in micro-groups. The content of our educational programs in extracurricular activities is determined by the main goal - the formation of core competencies in the younger generation: the needs and readiness for constructive cooperation with individuals and groups on the basis of moral conceptions of reality. During the research, the degree of moral values acquisition has been evaluated basing on the characteristics that allow us to estimate moral values. These characteristics include the quality of the knowledge of the moral code, the ability to assess events in terms of this code, emotional responsiveness, and moral behavior motivation. This research confirms the idea that it is necessary to organize educational activity in a proper way so that moral values could be formed among primary school pupils during their extracurricular activities at the level of notions, emotions and behavior enriching the emotional and cognitive experience during the activity and interpersonal interaction.
Список литературы
-
Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников [Текст]: учебник по педагогике для бакалавров / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова. - М.: Академия, 2013. - 375 с.
-
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
-
В.А. Сухомлинский о воспитании [Текст]; сост. С.Л. Соловейчик. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с.
-
Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1992. - 112 с.
-
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.
-
Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 576 с.