Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОРТФОЛИО
В данной статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты реализации личностно-ориентированной технологии образования студентов; характеризуются ее направления (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология, формирование положительной Я-концепции личности, педагогика ненасилия) и основные концепции ее развития (психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской; позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова, культурологическая концепция Е.В. Бондаревской). На основе теоретического осмысления проблемы формулируются ключевые идеи личностно-ориентированного образования студентов (направленность на ценностные ориентации, жизненные планы, доминирующие мотивы деятельности, духовно-нравственные установки студента и др.). Опираясь на них, обосновывается необходимость использования портфолио в высшей школе, дается его определение, описываются цели и этапы (целеполагание; выбор вида портфолио, его разделов и рубрик; структурирование; отбор самых значимых документов; моделирование и оформление портфолио; составление презентации; обсуждение и анализ данного портфолио студентами, преподавателями, супервизорами и учителями начальных классов; качественное оценивание экспертом) применения его в обучении студентов. Внимание акцентируется на использование в образовательном процессе высшей школы различных видов портфолио (электронное, профессиональное, исследовательское, для оценивания собственных достижений, учебное, европейское языковое и др.). На основе проведенного исследования авторами выявляются предпосылки успешного составления портфолио, предлагаются различные структуры создания портфолио в Юго-западном университете им. Н. Рильского (Благоевград, Болгария) и Елецком государственном университете им. И.А. Бунина (Елец, Россия). На примере портфолио изучения научной литературы определяются профессиональные интересы студентов; виды самостоятельной деятельности, планирование и выполнение научно-исследовательской работы. Статья представляет интерес для преподавателей, аспирантов, учителей и работников народного образования.
Ключевые слова
реализация; личностно-ориентированные технологии; образование; студенты; портфолио; направления; концепции; виды; цели; этапы; структура использования портфолио; implementation; person-oriented technologies; education; students; portfolio; directions; conceptions; t
THE REALIZATION OF PERSON-ORIENTED EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF STUDENTS WHEN USING PORTFOLIO
The article consideres psychological and pedagogical aspects of the realization of person-oriented educational technology of students; and characterises its directions (pedagogy of cooperation, humane personal technology, the formation of positive I-conception of personality, pedagogy of non-violence) and general conceptions of its development (I.S. Yakimanskaya's psychological didactic conception; V.V. Serikov’s positional didactic conception, E.V. Bondarevskaya’s culturological conception). On the basis of theoretical rationalization of problems key ideas of person-oriented student's education are formulated (orientation on values, life plans, predominating activity motives, student's spiritual and moral aims, etc.). On their basis the necessity of using portfolio at higher school is substantiated, its definition is given, its objectives and stages are described (goal-setting, the choice of the portfolio, its sections and rubrics; structuring; the choice of most important documents; modelling and forming portfolio; the preparation of a presentation; the discussion and analysis of the portfolio by students, teachers, supervisors and teachers of primary classes; qualitative assessment by an expert), its use in students' education. The attention is paid to the use of different kinds of portfolio in the educational process at higher school (electronic, professional, research portfolios, for the assessment of your own achievements, educational portfolio, European linguistic portfolio, etc.). On the basis of the research the authors show prerequisites for a successful development of the portfolio, different structures for the creation of the portfolio are offered at Rilskiy South-West University (Blagoevgrad, Bulgaria) and Bunin Yelets State University (Yelets, Russia). On the example of the portfolio for studying scientific literature student’s professional interests, types of independent work, planning and implementation of research work are defined. The article represents an interest for professors, post-graduate students, teachers and national education workers.
Список литературы
-
Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студентовучреждений высшего образования [Текст] / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 464 с.
-
Димитрова, С. Ташевска С. Педагогическо портфолио за стажант учители по чужд език. - София: НБУ, 2005.
-
Турик, Л.А. Педагогические технологии в теории и практике [Текст] / Л.А. Турик, Н.А. Осипова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
-
Barrett, Н. Electronic portfolio development and digital storytelling. URL: http://electronic portfolios.org.