Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
развитие ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Поликультурной компетентности будущих педагогов в контексте освоения опыта международных инноваций
В статье поднимается проблема внедрения компетентностного подхода в контексте оптимизации системы высшего педагогического образования. Авторами выявлена и определена значимость поликультурной стратегии развития образования как приоритетного направления в условиях глобализации современной социокультурной среды, а также раскрыта роль профессиональной поликультурной компетентности в контексте повышения качества подготовки будущих учителей для отечественной системы начального образования. В статье охарактеризованы возможности активного использования сравнительных исследований для развития профессионального кругозора, педагогической рефлексии и толерантности, критического мышления, творческого поиска будущих педагогических кадров. Исследователями раскрыты концептуальные основы и ведущие принципы формирования профессиональной поликультурной компетентности, структурное наполнение данного явления в системе педагогического образования. Авторами рассматриваются особенности формирования профессиональной поликультурной компетентности на основе освоения таких элективных курсов, как: «Международный опыт реализации Монтессори-педагогики» и «Вальдорфская система начального образования». Дается характеристика содержательно-тематических и организационно-методических аспектов изучения данных дисциплин с точки зрения оформления основных составляющих профессиональной поликультурной компетентности. Предлагается оценка альтернативных образовательных технологий, которые могут быть использованы в целях совершенствования системы начального образования в России на основе международного опыта. В статье показана значимость использования разнообразных форм наглядности и интерактивных технологий при знакомстве студентов с альтернативными образовательными системами, характеризующими перспективы инновационного развития образования в мире. Авторами обозначены конкретные задачи формирования профессиональной поликультурной компетентности у студентов в рамках изучения заявленных дисциплин, предлагаемых в качестве курсов по выбору.
Ключевые слова
глобализация образования; профессиональная поликультурная компетентность; педагогическое образование; Монтессори-педагогика; Вальдорфская педагогическая система; globalization of education; professional multicultural qualification; teacher education; Monte
THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MULTICULTURAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE CONTEXT OF THE ASSIMILATION OF INTERNATIONAL INNOVATION EXPERIENCE
The article raises the problem of the introduction of competence-based approach in the context of optimization of the system of higher pedagogical education. The authors identify and determine the significance of the development strategy of multicultural education as a priority in the context of globalization of contemporary social and cultural environment, and reveal the role of professional competence in the multicultural context, improving the quality of training of future teachers for the national primary education system. The article describes the possibilities of active use of comparative studies for the development of professional outlook, educational reflection and tolerance, critical thinking and creativity of future teachers. The researchers uncovered the conceptual foundations and leading principles of the multicultural professional competence, the structural content of the phenomenon in the system of teacher education. The author considers the peculiarities of formation of professional competence based on the multicultural development of elective courses such as: «international experience in the implementation of Montessori-pedagogy» and «Waldorf-pedagogy system». The characteristic of content-thematic and organizational and methodological aspects of the study of these disciplines from the point of view of main components of the professional multicultural competence is given. The evaluation of alternative educational technologies, which can be used for the improvement of primary education in Russia on the basis of international experience is proposed. The article shows the importance of the use of various forms of visualization and interactive technologies during students' acquaintance with alternative educational systems that characterize the prospects of innovative development of education in the world. The authors identified specific problem of the formation of students' professional multicultural competence within studied subjects offered as elective courses.
Список литературы
-
Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
-
Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика [Текст]: учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2013. - 440 с.
-
Новикова, О.С. Межкультурная компетентность в глобализирующемся мире [Текст] / О.С. Новикова // Философия и космология. - 2009. - № 1 (7). - C. 205-213 .
-
Онищенко, Э.В. О судьбе метода М. Монтессори в системе образования США [Текст] / Э.В. Онищенко, А.С. Никольская // «Alma mater» (Вестник высшей школы). - 2006. - № 11. - C. 45-46.
-
Онищенко, Э.В. Феномен Монтессори-педагогики в мировом образовательном пространстве [Текст] / Э.В. Онищенко // Материалы международной научно-практической конференции Монтессори-конгресс EUROASIA-2013. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2013. - 196 с.