Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К СОБЛЮДЕНИЮ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
В статье изложены рекомендации по подготовке курсантов военного вуза к соблюдению норм международного гуманитарного права на занятиях по военно-профессиональным дисциплинам (тактика, инженерное обеспечение, медицинское обеспечение и др.). Главную роль в подготовке курсантов высших военных учебных заведений играет преподаватель, который отвечает за обучение курсантов по своей дисциплине. Именно преподаватель должен дать обучающимся знания норм права вооруженных конфликтов и научить их соблюдать эти нормы в боевой обстановке. Обучение курсантов должно учитывать тот факт, что офицеры обязаны обучать подчиненных практическим действиям, обеспечивающим соблюдение указанных норм в боевой обстановке. Опыт подготовки курсантов позволяет выделить некоторые методические рекомендации преподавателям военно-профессиональных дисциплин по качественной и эффективной подготовке обучающихся к ведению боевых действий с учетом норм международного гуманитарного права. Они следующие: обучение нормам права должно вызывать доверие у курсантов; обучение должно являться неотъемлемой частью подготовки по дисциплинам военно-профессионального цикла; обучение должно быть простым и непрерывным, его основные принципы - целесообразность, комплексность, достаточность; конечным результатом обучения должно являться приобретение соответствующих навыков и умений. При разборе и оценке занятия преподавателем обязательно должны анализироваться действия обучаемых по соблюдению норм международного гуманитарного права. При этом особое внимание должно обращаться на недопустимость применения запрещенных способов ведения боевых действий; обучение должно включать специальную психологическую подготовку, сопровождаться имитацией факторов боя и воздействия противника. Методы, используемые при обучении курсантов первого и второго курсов, реакция которых должна носить автоматический характер, будут отличаться от тех, что применяют при обучении курсантов старших курсов, перед которыми возникают проблемы, требующие для своего решения размышлений и изучения.
Ключевые слова
международное гуманитарное право; право вооруженных конфликтов; право войны; законы и обычаи войны; подготовка курсантов; причины нарушений МГП; рекомендации преподавателям тактики; international humanitarian law; law of armed conflict; law of war; laws and
THE PREPARATION OF CADETS OF A MILITARY INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION FOR THE OBSERVANCE OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW
There are recommendations in the article about the training of cadets of military higher education institution for the observance of international humanitarian law in military and professional classes (tactics, engineering support, medical support, etc.). The major role in training of cadets of a higher military education institutions belongs to the teacher, who is responsible for training cadets' own discipline. It is the teacher who ought to give knowledge of law of armed conflicts to the cadets and teach them to observe these rules in a fighting situation. Training of cadets has to consider the fact that officers are obliged to train cadets practical actions providing observance of the specified norms in a fighting situation. The experience of training cadets allows us to point out some methodological recommendations to teachers of military-professional disciplines on high-quality and effective training of students to rules of engagement taking into account norms of international humanitarian law. They are the following: training the rules of law should provoke trust in cadets; teaching should be an integral part in training military-professional disciplines; training should be simple and continuous, its basic principles are reasonability, complexity, sufficiency; the result of the training is an acquisition of the corresponding skills and abilities. When analyzing and assessing a lesson the teacher should analyze the actions of trainees for observance of norms of international humanitarian law. Thus special attention has to be paid to inadmissibility of application of forbidden ways of conducting combat operations; training should include special psychological preparation, should be followed by imitation of fight's factors and influence of the opponent. The methods used for the first and second courses cadets, whose reaction has to have automatic character will differ from senior courses cadets, who face problems which demand reflections and studying for their solution.
Список литературы
-
Аверьянов, Ю.Т. Международно-правовое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и направления его совершенствования [Текст] / Ю.Т. Аверьянов // Человеколюбие как элемент военного искусства. - М., 2000. - С. 81-82, 85.
-
Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст]. - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2002. - 88 с.
-
Методические рекомендации по изучению норм международного гуманитарного права в ходе боевой подготовки [Текст]. - М.: Изд-во ООО «Каталит», 2006. - 62 с.
-
Мулинен де Ф. Право войны. Руководство для вооруженных сил [Текст] / Ф. де Мулинен. - М.: МККК, 1999. - 115 с.