Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКА И КУЛЬТУР КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Статья посвящена проблеме кросскультурной направленности процесса обучения иностранному языку в системе отечественного образования. Авторы рассматривают стратегию взаимодействия языка и культур как доминирующую. Реализация взаимодействия языка и культур имеет социальную направленность, выражающуюся в удовлетворении потребности человека общаться в другом социуме, и предполагает развитие лингвосоциокультурной компетенции, включающей в себя владение обучаемыми: знаниями о национально-культурных особенностях страны изучаемого и родного языков, нормах вербального и невербального поведения его носителей; умениями строить свое поведение и коммуникацию с учетом этих особенностей и норм; способностью осуществлять разные виды речемыслительной деятельности и выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией, адекватной социальному статусу партнера по общению. С содержательной точки зрения взаимодействие языка и культур выражается в расширении объема фоновых знаний, что ведет к развитию познавательной активности обучающихся, достижению воспитательных (становление, обогащение и совершенствование духовного мира человека через творческое освоение доступной обучающемуся культуры) и развивающих (становление индивидуальности обучающегося) целей иноязычного образования. Организационный аспект взаимодействия языка и культур заключается в сочетании урочных занятий, элективных курсов и внеаудиторной деятельности. В качестве форм обучения следует применять индивидуальные, групповые, коллективные задания; в канву урока также необходимо включать упражнения сопоставительного характера, требующие сравнения родной культуры и культур стран изучаемых языков, и использовать поисковый метод, проблемное обучение, индивидуальные и групповые проекты.
Ключевые слова
язык; культура; иноязычное образование; лингвосоциокультурная компетенция; фоновые знания; содержание; организация обучения; language; culture; foreign language education; linguistic; social and cultural competence; background knowledge; content; and training
THE INTERACTION OF THE LANGUAGE AND CULTURE AS METHODOLOGICAL PROBLEM
The article deals with cross-cultural orientation of the process of learning a foreign language in the national education system. The authors examine the strategy of interaction of language and culture as the main strategy. Implementation of the interaction of language and culture has a social orientation, which is manifested in meeting human need to communicate in a different society, and involves the development of linguistic, social and cultural competence, including the following: knowledge of national and cultural characteristics of the country under study and native languages, rules of verbal and nonverbal behavior; the ability to build their behavior and communication with these regulations; ability to carry out different types of speech and thinking activity, to choose language means according to the situation, adequate social status of the communication partner. From a substantive point of view, the interaction of language and culture is reflected in the expansion of the volume of the background knowledge that leads to the development of cognitive activity of learners, educational achievement (formation, concentration and development of human spiritual world through the creative development of affordable culture) and developing (formation of individual students) the objectives of foreign language education. The organizational aspect of the interaction of language and culture includes the combination of time limit lessons, elective courses and extracurricular activities. The lessons should include the following forms of learning: individual, group, collective tasks; exercises requiring comparison of the native culture and the cultures of the studied languages, and the use of the search method, problem-based learning, individual and group projects.
Список литературы
-
Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования [Текст] / Е.И. Пассов. - М., 2000. - 170 с.
-
Сороковых, Г.В. Проблема соизучения языков и культур школьниками в условиях мегаполиса. Педагогическое образование: вызовы ХХI века. [Текст] / Г.В. Сороковых // Материалы III Межд. науч.-практ. конф. Часть 1. - Курск: МАНПО, 2012. - С. 329- 335.