Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №32 (4) (2015)
Методическая компетентность преподавателя вуза по использованию информационно-коммуникационных средств в обучении
В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных средств в обучении. Раскрывается содержание информационной образовательной среды, включающей интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы и технологии, имеющие большое значение в современных условиях развития образования. Описано содержание ценностно-мотивационного, информационно-когнитивного, деятельностного, рефлексивного-креативного критериев овладения обучающимися информационно-коммуникационными средствами в процессе обучения в вузе. Уделено внимание информационным технологиям, используемым в обучении: мультимедийным, компьютерному моделированию, текстовым и графическим редакторам, используемым в высшей школе. Рассматриваются аспекты применения в обучении информационно-телекоммуникационных сетей, а именно: сеть Internet, электронная почта, электронная видеоконференцсвязь. Выражена авторская точка зрения на необходимость реализации новых образовательных технологий в условиях изменений в системе подготовки специалистов высшей квалификации в вузах, активное использование деятельностного подхода в обучении. Уделяется внимание педагогическим условиям применения информационно-коммуникационных средств в подготовке будущих специалистов в высшей школе. Раскрывается содержание методической компетенции преподавателя вуза по применению в обучении информационно-коммуникационных средств. Описаны основные педагогические подходы (деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, системный и эвристический), используемые преподавательским составом вуза при формировании навыков овладения обучающимися информационно-коммуникационными средствами в целях достижения качества обучения. Авторы уделяют внимание вопросам медиаграммотности будущего специалиста, которая дает человеку возможности рационального использования современного информационного пространства: телевидения, радио, видеосвязи, кинематографа, прессы, Интернета. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе. Она представляет интерес для преподавателей, аспирантов, адъюнктов, научных сотрудников, будущих бакалавров и магистров. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-педагогических семинаров в вузах.
Ключевые слова
деятельностный подход; инновационное обучение; качество образования; медиаграмотность; информационно-коммуникационные средства; электронная видеоконференцсвязь; методическая компетентность; педагогические условия; activity-based approach; innovative teachin
METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A LECTURER OF THE INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION IN USING ICT TOOLS FOR TEACHING
The article examines the use of ICT tools in teaching. It reveals the content of the information educational environment, including the intellectual, cultural, methodological resources and technology that are of great importance in modern conditions of development of education. The authors describe the content of the value and motivational, information and cognitive, activity, reflective and creative criteria of students' mastering of information and communication tools at higher school learning process. The attention is paid to the information technologies used in teaching: multimedia, computer modeling, text and graphic editors. Aspects of the application in teaching of information and telecommunication networks, such as the Internet, e-mail, videoconferencing are examined. The authors give their point of view on the necessity of the implementation of new educational technologies in the context of changes in the system of training of specialists of high qualification at universities and the active use of the activity approach in teaching. Attention is paid to pedagogical conditions of information and communication tools in future specialists training at higher school. The content of the methodological competence of higher school lecturers in using information and communication tools are shown. The author describes basic pedagogical approaches (activity-based, competence-based, student-centered, systematic and heuristic) used by the teaching staff of the University to help students master the skills of applying information and communication means in order to achieve quality learning. The authors pay attention to the issues of media literacy of the future specialist, which gives the man the possibility of rational use of modern information environment: television, radio, video, cinema, media, the Internet. The article is written in terms of modern requirements for improving the theory and practice of the higher school staff training. It could be helpful for teachers, graduate students, adjuncts, researchers, future bachelors and masters. The article can be used at research and teaching seminars in universities.
Список литературы
-
Андрюшина, Т.В. Учебная компьютерная презентация [Текст] / Т.В. Андрюшина, О.Ф. Пиралова // Высшее образование в России. - 2009. - № 10. - С. 32-36.
-
Берефельд, Б.С. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) [Текст] / Б.С. Берефельд, К.Л. Бутягина // Вопросы образования. - 2005. - № 3. - С. 104-144.
-
Беспалов, П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения [Текст] / П.В. Беспалов // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 41-45.
-
Бозиев, Р.С. Инновационные процессы в национальном образовании [Текст] / Р.С. Бозиев, Л.А. Харисова // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 29-38.
-
Кошелева, А.О. Педагогическая инноватика как условие подготовки личностно-зрелого специалиста в высшей школе [Текст] / А.О. Кошелева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 3. - С. 31-34.
-
Мануйлов, В. Модели формирования готовности к инновационной деятельности [Текст] / В. Мануйлов, И. Федоров // Высшее образование в России. - 2004. - № 7. - С. 56-64.
-
Сарсекаева, Ж.Е. Мультимедийные обучающие программы как средство формирования педагогических знаний [Текст] / Ж.Е. Сарсекаева // Alma mater. - 2012. - №2. - С.118-120.
-
Сластенин, В.А. Готовность педагога к инновационной деятельности [Текст] / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова // Педагогическая наука и образование. - 2006. - № 1. - С. 32-37.
-
Шамшурин, В.И. Новации» и традиции в отечественном образовании [Текст] / В.И. Шамшурин // Человек. - 2003. - № 4. - С. 47.