Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
СВЯЗЬ ВЕДУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ (ТРЕВОЖНОСТИ) ПЕРВОКЛАССНИКА С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Статья посвящена изучению особенностей проявления показателей школьной адаптации первоклассников в зависимости от уровня их тревожности. В качестве показателей школьной адаптации рассматривались: психоэмоциональный, психосоматический и деятельностный компоненты. Тревожность в младшем школьном возрасте является ведущим элементом психологической безопасности личности обучающихся на этапах непрерывного образования. В исследовании приняло участие 748 учащихся первых классов. Были использованы методы выявления уровня тревожности и определения уровня проявления психоэмоционального, психосоматического и деятельностного компонентов адаптации к школе первоклассников. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что дети с высоким уровнем тревожности на эмоциональном и психосоматическом уровне адаптируются к школе хуже, чем дети со средним уровнем тревожности. Ученики с высокой тревожностью на деятельностном уровне проявляют более выраженную дезадаптацию, чем среднетревожные первоклассники. Далее был проведен обобщенный корреляционный анализ связи тревожности с показателями адаптации первоклассников к начальному этапу непрерывного образования. Статистический анализ данных показал наличие устойчивых корреляционных связей на высоком уровне достоверности между показателями тревожности и психоэмоциональным компонентом у первоклассников. На очень высоком уровне достоверности коррелируют показатели тревожности и психосоматического компонента в первых классах. Подобные данные свидетельствуют об увеличении негативных тенденций, в особенности в психосоматической сфере, при повышенной тревожности у ребенка в период адаптации его к школьному обучению. Отрицательная корреляционная зависимость прослеживается между показателями тревожности и результативностью деятельности (успеваемостью), то есть при повышении тревожности наблюдается снижение уровня успеваемости учащегося по основным предметам. Результаты позволяют говорить о деструктивном влиянии тревожности за границами оптимальных значений на все показатели школьной адаптации ребенка к начальному этапу непрерывного образования.
Ключевые слова
anxiety; psychological safety; school adaptation; тревожность; психологическая безопасность; школьная адаптация
THE CONNECTION OF THE LEADING ELEMENT OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON (ANXIETY) OF FIRST-GRADERS WITH INDICATORS OF SCHOOL ADAPTATION
The article discusses the relationship of anxiety and school adaptation of first-graders. This anxiety is defined as the leading element of psychological security of the individual students. The study involved 748 students of the first class. Methods were used to identify the level of anxiety and determine the level of mental and emotional manifestations, psychosomatic and activity components of first graders adaptation to school. Statistical analysis showed the presence of stable correlations between anxiety and all the indicators of school adaptation in first grade. The results show an increase of negative tendencies, especially in the field of psychosomatic, with increased child’s anxiety during his adaptation to school. A negative correlation was observed between the indices of anxiety and effectiveness (academic performance). That is, with the increase of anxiety we observed decline in student performance in core subjects. The results suggest the destructive influence of anxiety beyond the boundaries of optimal values for all indicators of school adaptation of the child.
Список литературы
-
Баева, И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики [Текст] / И.А. Баева // Национальный психологический журнал. - 2006. - № 11. - С. 66-69.
-
Варданян, Ю.В. Субъектная и компетентностная обусловленность развития психологической безопасности в системе образования [Текст] / Ю.В. Варданян, Е.Н. Руськина // Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 79-82.
-
Иванова, И.А. Проблема адаптации первоклассников [Текст] / И.А. Иванова // Проблемы современной науки и образования. - №4 (34). - 2015. - С.27-29.
-
Костина, Л.М. Продуктивная социально востребованная деятельность - основа психологической безопасности личности [Текст] / Л.М. Костина, И.А. Хоменко // Народное образование. - 2012. - № 7. - С. 267-272.
-
Костина, Л.М. Индивидуально-психологические характеристики психологической безопасности личности младших школьников в непрерывном образовательном процессе [Текст] / Л.М. Костина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2015. - № 1. - С. 56-57.
-
Хоменко, И.А Образовательные запросы современной семьи [Текст] / Л.М. Костина, И.А. Хоменко // Образование и семья: проблемы индивидуализации материалы Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства, кафедра педагогики и психологии семьи. - СПб., 2006. - С. 6-13.