Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ХАРАКТЕР ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА И ПАРАМЕТРОВ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОЛЛЕДЖЕ ГУМАНИТАРНЫМ И ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Целью данного исследования стала оценка связи уровня интеллекта и формально-динамических характеристик с особенностями агрессивности у подростков, обучающихся в гуманитарном и техническом колледжах. Исследование проводилось в г. Махачкале Республики Дагестан. В исследовании участвовало 200 человек в возрасте от 13 до 17 лет. Подростки были разделены на две группы: 100 человек - учащиеся Дагестанского педагогического колледжа (50 мальчиков и 50 девочек), которые составили группу подростков, обучающихся гуманитарным специальностям; 100 человек - учащиеся Республиканского политехнического колледжа (50 мальчиков и 50 девочек), которые составили группу подростков, обучающихся техническим специальностям. В исследовании были использованы методики: «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, опросник А. Басса - А. Дарки, опросник Я. Стреляу, направленный на описание формально-динамических характеристик. Различия в уровне общего и невербального интеллекта между группами отсутствовали. У подростков, получающих техническое образование, выявлен при сравнении формально-динамических характеристик более высокий уровень настойчивости по сравнению с подростками, получающими гуманитарное образование. Они же имели более высокие уровни агрессивности, вербальной агрессии и враждебности. Регрессионный анализ выявил разную структуру взаимосвязей параметров агрессивности с уровнем общего и невербального интеллекта и показателями темперамента у подростков двух групп. Обнаружена разная структура взаимосвязей параметров агрессивности с уровнем общего и невербального интеллекта и показателями темперамента у подростков двух групп. Совпадение касается отрицательной связи сенсорной чувствительности с физической агрессией и выносливости с раздражительностью. Остальные связи уникальны для каждой группы. Можно предположить, что, имея разные уровни проявления агрессивности, подростки пытаются контролировать ее разными механизмами, в том числе ориентируясь на внешние условия, связанные с особенностями обучения в техническом и гуманитарном колледже. Доказано, что интеллект и формально динамические характеристики могут служить механизмом снижения агрессивности.
Ключевые слова
агрессивность; формально-динамические характеристики; интеллект; подростки; aggressiveness; formal-dynamic parameters; intelligence; teenagers
THE NATURE OF RELATIONSHIP OF INTELLIGENCE AND PARAMETERS OF AGGRESSIVENESS OF ADOLESCENTS ATTENDING COLLEGE OF HUMANITIES AND TECHNICAL SPECIALTIES
The purpose of the study was to assess the connections between the intelligence level and formal-dynamic characteristics with the peculiarities of aggressiveness of teenagers studying at colleges of humanities and technical colleges. The study was carried out in Makhachkala (Dagestan). 200 people from 13 to 17 years old participated. Teenagers were divided into two groups: 100 teenagers - students of Dagestan pedagogical college (50 boys and 50 girls); 100 teenagers - students of Republic polytechnic college (50 boys and 50 girls). In the study the following methods were used: Raven’s Progressive Matrices, Buss-Darkee hostility inventory, Strelau inventory. There are no differences among teenagers in the level of intelligence. Teenagers of technical college have higher level of persistence, aggressiveness, verbal aggression and hostility than teenagers of humanitarian college. Regressive analysis showed different structure of interconnections of the aggressiveness parameters with intelligence and temperament of teenagers of two groups. It is shown, that intelligence and formal-dynamic parameters could be used as a mechanism of aggressiveness decrease. The coincidence concerns the negative connection of sensitivity with physical aggression and stamina with irritability. Other communications are unique for each group. We can assume that, having different levels of manifestation of aggressiveness, adolescents try to control it by different mechanisms, including focusing on the environmental conditions associated with the peculiarities of teaching at technical and liberal arts college. We prove that the intelligence and formal dynamic characteristics can serve as a mechanism for reducing aggression.
Список литературы
-
Диагностика состояния агрессии - опросник Басса-Дарки / Диагностика эмоционально-нравственного развития; ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. - С.80-84.
-
Защиринская, О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта [Текст] / О.В. Защиринская, И.А. Горбунов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 3-2. - С. 174-185.
-
Николаева, Е.И. Сравнительный анализ креативности у подростков с разным уровнем агрессивности [Текст] / Е.И. Николаева, Е.М. Беляева // Научное мнение. - 2015. - № 6-2. - С. 161-166.
-
Николаева, Е.И. Прогноз «физиологической стоимости» эффективности процесса обучения у старших школьников [Текст] / Е.И. Николаева, Е.Г. Вергунов // Психология образования в поликультурном пространстве. - Елец, 2013. - Т. 1 (№ 21). - С. 47 - 53.
-
Николаева, Е.И. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана [Текст] / Е.И. Николаева, Д.Р. Гаджибабаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - Т. 2. № 14. - С.70-73.
-
Равен Дж. и др. Руководство для Прогрессивных Матриц Равена и Словарных шкал [Текст] / Дж. Равен, Дж. К. Равен, Дж.Х. Корт. Раздел 1 и 2; пер с англ. - М.: Когито-Центр, 2002.
-
Рязанцева, Е.В. Особенности контроля поведения подростков с разным уровнем агрессивности [Текст] / Е.В. Рязанцева, Е.А. Сергиенко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. - Т. 13. - № 3. - С. 122-135.
-
Стреляу, Я. и др. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) [Текст] / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Т. Менчук. - М.: Смысл, 2007.
-
Juvonen J., Graham S. Bullying in Schools: The Power of Bullies and the Plight of Victims // Annu. Rev. Psychol. - 2014. - V.65. - P.159-185.
-
Lerner J. S., Li Y., Valdesolo P., Kassam K.S. Emotion and Decision Making // Annu. Rev. Psychol. - 2015. - V. 66. - P.799-823.