Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЗАИМОПОЗНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА
В статье рассматривается значение взаимного познания преподавателя и студента для их профессионально-личностного совершенствования; описываются психологические характеристики взаимопознания; выявляются психологические факторы, влияющие на взаимопознание преподавателя и студента. Ставится и обосновывается задача проведения совместного тренинга преподавателей и студентов с последующим анализом. Данные положения нашли подтверждение в результатах эмпирического исследования. Процесс развития взаимопознания педагогов и обучающихся предполагал проведение социально-психологического тренинга, в котором участвовали 53 преподавателя Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Мичуринского государственного педагогического института. В исследовании также участвовали 92 студента старших курсов. Программа тренинга состояла из трех этапов: целеполагающего, детерминирующего, содержательно-результативного. Для оценки эффективности тренинга применялись: схема самонаблюдения, матрица взаимопознания, ментальные карты, «Диагностика социальной дистанции», «Диагностика стилей межличностного взаимодействия» (по опроснику Лири), тест «Незаконченные предложения», методика определения локуса контроля, факторный анализ. Для статистической обработки и анализа данных использовалась программа SPSS 11.5 для Windows. Участники тренинга структурировали представления друг о друге, сократили коммуникативную дистанцию, изменили стиль межличностного взаимодействия, принимали на себя ответственность за результаты взаимодействия. Все это говорит о возможности развития взаимопознания в педагогическом взаимодействии посредством реализации предложенного социально-психологического тренинга. Таким образом, представленные способы организации взаимопознания преподавателя и студента не только повышают эффективность учебного процесса в вузе, но и способствуют профессионально-личностному совершенствованию участников педагогического взаимодействия в высшей школе. Материалы исследования могут найти применение в учебных курсах и спецпрактикумах соответствующих направлений и профилей бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова
взаимопознание; факторы взаимопознания; педагогическое взаимодействие; социально-психологический тренинг; mutual knowledge; the factors of mutual knowledge; pedagogical interaction; socio-psychological training
SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A MEANS OF DEVELOPING MUTUAL KNOWLEDGE BETWEEN TEACHER AND STUDENT
The article focuses on the problem of the importance of mutual knowledge between teacher and student for their professional and personal improvement. The article describes psychological characteristics of mutual knowledge and psychological factors influencing mutual knowledge between a teacher and a student. The article touches upon the problem of the joint training of teachers and students with further analysis. These points were confirmed by the results of the empirical research. The development of mutual knowledge between teachers and students proposed the realization of socio-psychological training. 53 teachers of Tambov State University named after G.R. Derzhavin and Michurinsk State Teachers Training Institute took part in the training. The experiment involved 92 students of senior courses. The training program consisted of three stages: goal-setting, determining, meaningful and productive. To evaluate the efficiency of training there was used the following: the scheme of observation, the matrix of mutual knowledge, mental maps, “Diagnosis of social distance”, “Diagnostics styles of interpersonal interaction” (according to Leary’s questionnaire), the test “Incomplete sentences”, the method of determining the locus of control, factor analysis. The program SPSS 11.5 for Windows was used for statistical treatment and analysis of given results. Participants structured the view of each other, reduced communication distance, changed the style of interpersonal interaction, took responsibility for the results of the interaction. These facts confirmed the possibility of the development of mutual knowledge in pedagogical interaction through the realization of the proposed socio-psychological training. Thus, the presented ways of organizing mutual knowledge between a teacher and a student not only increase the efficiency of the educational process at University, but contribute to professional and personal development of participants of pedagogical interaction in higher education. The research materials can find application in training courses and special courses of undergraduate and graduate programs.
Список литературы
-
Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Издательство: Аспект-пресс, 2004. - 288 с.
-
Перышкова, С.А. Психологическая модель развития взаимопознания в диаде «преподаватель-студент» [Текст]: дис. … канд. психол. наук / С.А. Перышкова. - Мичуринск, 2008. - 172 с.
-
Перышкова, С.А. Психологическая модель развития взаимопознания в диаде «преподаватель-студент» [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / С.А. Перышкова. - Тамбов, 2008. - 27 с.
-
Петровская, Л.А. Общение - компетентность - тренинг: избранные труды [Текст] / Л.А. Петровская. - М.: Смысл, 2007. - 387 с.
-
Познание человека человеком [Текст]; под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.