Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАКТИКИ - ГАРАНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель данной статьи видится автору в том, чтобы показать, какие перспективы и возможные «подводные камни» существуют на пути использования гуманитарных практик в свете культуротворческой миссии образования. Под последней понимается, прежде всего, постановка и решение задачи культурного самоопределения личности в поликультурном пространстве в условиях индивидуализации образования и тьюторского сопровождения. Эта задача, в свою очередь, предполагает системный выбор непосредственными участниками образовательного процесса тех или иных выразительных средств культуры, культурных образцов национального и мирового характера и содержания. А потому автор уверен, что в современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и информационно-коммуникационного общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала, человеческих ресурсов. Это происходит потому, что именно в системе образования формируется модель будущего, в ней закладываются мировоззренческий базис, философия самого общества, философия развития его членов. Под гуманитарными практиками культурно-ориентированной направленности понимается, прежде всего, опыт, культивирующий навыки общения, культуру общения каждой личности при позитивном взаимодействии и взаимообмене непосредственных участников диалога/полилога . Рассмотрение гуманитарных практик с позиций индивидуализации образования и тьюторского сопровождения в условиях системного их использования в пространстве профессионального образования учителя (повышение квалификации и переподготовка, а также педагогическое образование будущих учителей школы) позволяет автору утверждать, что Учитель, в совершенстве владеющий всей палитрой культурных образцов, становится примером, идеальной моделью для Другого/Других.
Ключевые слова
человеческий капитал; индивидуализация образования; тьюторские практики; коммуникативные стратегии; personal capital; individualization of education; tutorial practice; communicative strategies
HUMANITARIAN PRACTICIES - GUARANTEE OF INNOVATIVE DEVELOPMENT AND QUALITY OF EDUCATION
The problem under discussion in the article concerns, first and foremost, crucial aspects of modern education, i.e. the role of culture and its expressive means, different languages, for self-improvement of a man. The cultural approach towards the educational process and practices suggests the idea of how to perform it effectively and with optimum in the classroom. The principles and requirements include individualization, tutorial practices, where the position of the tutor is of primary importance for a teacher/professor. Topical traditions of psychological balance in polycultural education along with the problem of creating humanitarian culture-centered and personality-centered experience for both students and other participants of educational process at school are very important because of various and different situations in the world and at schools that used to occur there, time and again, in the atmosphere of psychological imbalance. Permanent research and systematic solution of the mentioned aspects of the problem under discussion give us ground to think that languages and language education are one of the crucial moments, and urgent elements in the sphere of education of people via different training programmes and projects. The most important thing for creating likely projects is to cover the possibility for both teachers and students to discover qualitative means and their own way to self-realisation, in different spheres of social life, and for professional development and self-development. It is up to teachers and students to decide what to do next after leaving educational institutions in the sphere of this or that branch of self-perfection. Education and schooling are one of the most important ways and means for life. Self-education is the key to self-realisation and self-improvement, and psychological balance for the time being and for ever and ever again. Both self-education and schooling/training have to help each person to realize this mission with different effective means. And languages of education are one of them. That is why, both discovery and research in the direction should be considered the priority for teachers; this is their cultural mission.
Список литературы
-
Бондаревская, Е.В. Педагогическое образование - система строительства будущего [Текст] / Е.В.Бондаревская // Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее: материалы международной научно-практической конференции 14-15 ноября 2013 года: в 2 т. - Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2013. - С.4.
-
Боровиков, Л.И. Искусство обучения. Введение в дидактику дополнительного образования детей [Текст]: / методическое пособие /Л.И.Боровиков.- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2013. - С. 43 - 46.
-
Буланкина, Н.Е. Коммуникативные аспекты современного иноязычного образования [Текст]: элективный курс для педагогических работников / Н.Е.Буланкина. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015. - 100 с.
-
Инновационное проектирование гуманитарного образования в современной России [Текст]: учебное пособие / Т.В.Айдарова, Н.Е.Буланкина, О.Л.Иванова, Е.А.Охина, Е.А.Чекалина и др. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014. - 275 с.
-
Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее [Текст]: материалы международной научно-практической конференции в 2 т. / науч. ред. Е.В.Бондаревская: Южный федеральный университет. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2013. - Т.1. Методологические проблемы развития профессионального педагогического образования в современной России и за рубежом. - 416с.
-
Применение профессиональных и образовательных стандартов: ресурсное обеспечение в системе дополнительного профессионального образования [Текст]: материалы научно-методической интернет-видеоконференции (с международным участием) / глав. ред. Н.А.Болотов. - Волгоград: Изд-во ВГАПО, 2014. - 304 с.
-
Проблемы индивидуализации образования [Текст]: коллективная монография / Л.Н.Антропянская, М.П.Бузский, Н.Е.Буланкина, А.И.Вырщиков, Е.В.Данильчук, И.А. Кузибецкий и др.]. - Волгоград: ПРИНТ, 2013. - С. 290.
-
Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе [Текст]: монография / Н.К.Сергеев, В.В.Сериков. - М.: Логос, 2013. - С. 180.
-
Синенко В.Я. Формирование человеческого капитала в системе общего образования [Текст] / В.Я.Синенко // Научно-методический журнал Сибирский учитель. - 2015. - № 4 (101). - С.2.
-
Тьюторские практики: от философии до технологии [Текст]: материалы III международной научно-практической конференции / науч. ред.: Н.А.Болотов, Н.Е.Буланкина, Г.А.Ястребова, Г.В.Цветкова. - Волгоград: Принт, 2013. - С. 19.
-
Jerrold F. Raising cultural awareness in the English language classroom / English teaching forum. Volume 51 Number 4 2013. - pp. 2-11.
-
Nancy King. Storymaking and drama. - Heinemann Portsmouth, NH, 1993. - pp. 2-12.
-
Dr.Lillian Glass. Confident Conversation. How to talk in any business or social situation.London W1, 1991. - 210 p.
-
Ann Malamah-Thomas. Classroom interaction. - OUP, 1988. - pp. 3-11.