Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ
К некоторым желательным качествам личности преподавателя вуза можно отнести среди прочего свободомыслие, аутентичность, верность целям и ценностям, скромность, склонность к рефлексии и теоретическому мышлению, а также позитивное восприятие жизни. С позитивным восприятием жизни связано качество личности, которое предохраняет преподавателя от конформизма и самодовольства. Позитивное восприятие жизни со всеми её недостатками мотивирует преподавателя к неустанной работе над собой, преодолению собственных недостатков, к самосовершенствованию, что положительно сказывается на качестве его работы со студентами. Рост самосознания, новые взгляды, новое знание побуждают преподавателя к передаче своего духовного достояния другим, порождают интеллектуальный и моральный энтузиазм в работе со студентами. Преподавателя должна отличать склонность к рефлексии, теоретическому мышлению, предполагающему выход на высокий уровень абстракции. Он не может скрываться за холодными технологическими расчётами, узким прагматизмом и утилитаризмом. Постоянная рефлексия относительно собственной деятельности является исключительно значимой составляющей его профессионализма, а также его профессиональной автономии и личностной свободы. Ценностью, которая объединяет учёных и студентов, является свобода - свобода мысли, свобода слова, свобода дела, а главное - поиск истины. Личность преподавателя вуза должно отличать свободомыслие, что, безусловно, определяется миссией университета. Академическая среда должна оставаться оплотом истинного свободомыслия, рационализма, она должна противостоять тем или иным видам догматизма и упрощенчества в общественной жизни, противодействовать искажающим действительность стереотипам, а также к любым проявлениям ксенофобии и нетерпимости.
Ключевые слова
преподаватель; преподаватель вуза; преподавательский персонал; личность; качества личности; teacher; lecturer; academic staff; personality; features of personality
DESIRED QUALITIES OF UNIVERSITY LECTURER PERSONALITY: SOME ASPECTS
For some, desirable personality traits of today academics include for example: freedom of thought, authenticity, faithfulness, modesty, reflexivity. Affirmation of life with all its shortcomings and deficiencies will encourage academic staff to continuously work together to overcome their own limitations, to self-improvement, and this will measurably affect the quality of their work with students. Academic staff should be characterized by a broad and in-depth reflection combined with the ability to think theoretically, so thinking of a high level of abstraction. The lecturer should not hide behind cold technical calculations, narrow pragmatism and utilitarianism. Constant reflection on action, wise reflection on his own professional experience is an important part of his professionalism and the condition of professional autonomy and personal freedom. Value that unite scientists and students is freedom. Freedom of thought, freedom of speech, freedom of work, and most importantly - the search for truth. Academic teacher's personality is characterized by freedom of thought, which seems to be closely related to the mission of the university and its idea. The academic community should stand on the side of rationality, should protest against the unfair stereotypes, the manifold forms of xenophobia and intolerance.
Список литературы
-
Frycz Modrzewski A. (2003), O poprawie Rzeczypospolitej. Księgi czwore. Opracowanie M. Korolko. Piotrków Trybunalski: Naukowe Wydawnictwo Piotrkowskiej Filii Akademii Świętokrzyskiej.
-
Goćkowski, J. (1999), Uniwersytet i tradycja w nauce. Kraków: Wydawnictwo “Secesja”.
-
Heidegger, M. (1986), Gelassenheit - bycie w pobliżu rzeczy. “Studia Filozoficzne”, nr 3.
-
Janion, M. (1982), Humanistyka: poznanie i terapia. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy.
-
Jodłowska, B. (2004), Wprowadzenie [w:] Idea integracji a wychowanie. Ku pedagogice integralnej, red. B. Jodłowska. Gliwice-Kraków: Oficyna Wydawnicza “Impuls”.
-
Kołakowski, L. (2009), Czy Pan Bóg jest szczęśliwy i inne pytania. Kraków: Wydawnictwo Znak.
-
Komar, W. (1996), Nauczyciel i edukacja a dylematy normalności kulturowej człowieka. “Forum Oświatowe”, nr 1-2.
-
Kwiatkowska, H. (2005), Tożsamość nauczycieli. Między anomią a autonomią. Gdańsk: Gdańskie Wydawnictwo Psychologiczne.
-
Legowicz, J. (1993), O nauczycielu mistrzu samego siebie [w:] Pedeutologia. Badania i koncepcje metodologiczne, red. A. A. Kotusiewicz, H. Kwiatkowska, W. P. Zaczyński. Warszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego.
-
Newman, J. H. (1990), Idea uniwersytetu. Przełożył P. Mroczkowski. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe.
-
Okoń, W. (1959), Problem osobowości nauczyciela [w:] Osobowość nauczyciela. Rozprawy, oprac. W. Okoń. Warszawa: Państwowe Zakłady Wydawnictw Szkolnych.
-
Salzman, P. C., Rice, P. (2009), Myśleć jak antropolog. Gdańsk: Gdańskie Wydawnictwo Psychologiczne.
-
Stróżewski, W. (1993), O stawaniu się człowiekiem. Kilka myśli niedokończonych [w:] Człowiek, wychowanie, kultura, red. F. Adamski. Kraków: Wydawnictwo WAM.
-
Zawiśliński, S. (2005), Kieślowski. Ważne, żeby iść… Izabelin: Wydawnictwo SKORPION.
-
Żywczok, A. (2004), Wychowanie do radości życia. Warszawa: Wydawnictwo Akademickie “Żak”.
-
Żywczok, A. (2009), Aksjologia odkrycia naukowego - studium rozwoju i wychowania osobowości naukowych. Toruń: Wydawnictwo Adam Marszałek.