Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ФРАКТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена доказательству фракталов и фракталоподобных структур в образовании. Актуализируется проблема реализации междисциплинарной интеграции знаний через расширение понятийного аппарата и его использование для описания иерархии научных и педагогических структур. Поиск нового методологического инструмента для выявления междисциплинарных связей, синергии математического образования необходим для гармоничного развития личности и общества в современных условиях. Проведен анализ характеристик структур объектов педагогики (научное и математическое знание, содержание образования и учебный элемент), исследование которых на разных уровнях будет эффективным посредством применения фрактального подхода. Продемонстрированы технология фрактального отбора и структурирования содержания обучения математике, ее основные компоненты, характеристики, средства, методы и уровни реализации. В качестве концептуальной основы выступает фрактальный подход, связанный с идеей количественной и качественной оценки сложных структур учебных элементов, имеющих сложную иерархическую организацию любой мерности, ориентированный на решение проблемы интеграции научного знания. Фрактальный подход использовался как в фазе анализа, отбора, структурирования учебного материала и выборе способов первичного его представления, так и в диагностике качества усвоения студентами учебного материала. В связи с этим применялся коэффициент глубины усвоения связей и отношений ключевого понятия с другими (показатель междисциплинарной связанности понятий) - фрактальная размерность D-потока информационного кластера, автоматически вычисляемого интерактивной обучающей системой задач через показатель H Херста. Тем самым становится достижимым более глубокое и полифункциональное освоение учебных дисциплин, обогащенных новым качественным содержанием, характеристиками, формами, а также индивидуализация форм и средств педагогической поддержки.
Ключевые слова
фрактальный подход; структура научного знания; структура понятия; технология фрактального структурирования содержания обучения; fractal approach; the structure of scientific knowledge; the structure of the concept; the technology of fractal structuring of
FRACTAL STRUCTURE OF OBJECTS AND PEDAGOGICS PHENOMENA
The article is devoted to the proof of fractals and fractal structures in education. The problem of realization of interdisciplinary integration of knowledge through the broadening of the conceptual apparatus and its use to describe the hierarchy of scientific and educational institutions is actualized. Search for new methodological tools to identify interdisciplinary relationships, synergy of mathematical education is required for harmonious development of the individual and society in the modern world. The analysis of the characteristics of the object structures of pedagogy - the structure of scientific knowledge, mathematical knowledge, the content of education and educational, the study of which at various levels will be effective through the use of fractal approach. Fractal technology of selection and structuring the content of mathematical education, its main components, features, means, methods and levels of implementation are demonstrated. The fractal approach acts a conceptual basis connected with the idea of quantitative and qualitative evaluation of complex structures of educational elements having a complex hierarchical organization of any regularity, focused on a solution of the problem of integration of scientific knowledge. The fractal approach was applied both at the phase of analysis, selection and structuring a training material, when choosing ways of its primary presentation, and in the diagnostics of quality of learning by students of the training material. In this connection, we apply coefficient of depth of learning of connections and relations of the key concept with other ones (the index of an interdisciplinary connection of concepts) - fractal dimension of the D stream of informational cluster, automatically calculated by the interactive training system of tasks through H-Hurst's indicator. Thereby more deep and multifunctional learning of subjects enriched with new qualitative content, characteristics, forms, and also the individualization of forms and means of pedagogical support becomes achievable.
Список литературы
-
Леднев, В.С. Содержание образования [Текст] / В.С. Леднев. - М.: Высшая школа, 1989. 360 с.
-
Дворяткина, С.Н. Фрактальный подход в педагогике: границы применимости [Текст] / С.Н. Дворяткина, Т.И. Кузнецова // Труды международной научной конференции, Армения, Горис, Москва РУДН. - Ереван: Астхик Гратун, 2015.- 564 с. - Т.1. Образование, наука и экономика в вузах и школах. - С. 248-253.
-
Дворяткина, С.Н. Технологические основы проектирования понятийного аппарата по математическим дисциплинам в вузе на базе фрактального подхода [Текст]: монография / С.Н. Дворяткина, Т.И. Кузнецова. - Елец, 2016. - 146 с.