Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье раскрывается проблема творчества педагога в поликультурном образовательном пространстве. Определена значимость творчества человека в современном обществе. Подчеркнута роль образования, в частности высшего образования, в развитии творчества у молодежи, а также значимость творчества педагога высшей школы для развития активной творческой личности студента. Определена роль высшего образования в обеспечении устойчивого развития российского социума путем формирования у молодежи ценностей национальной культуры в поликультурной образовательной среде. Выявлены возможности использования модели творчества Н.А. Бердяева для характеристики системы творчества педагога. Даны характеристики каждого элемента творчества педагога и показана практическая значимость реализации таковых в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Проанализированы связи между элементами, выделены особенности функционирования и развития таковых в творчестве педагога в поликультурном образовательном пространстве. Выделены и проанализированы направления реализации преподавателем основных знаний и умений в творческой педагогической деятельности (мировоззренческие, социокультурные, психологические, педагогические и методические, физиологические и психотерапевтические). Подчеркнуто, что профессионально-педагогическое творчество невозможно без постоянного развития психоаналитических способностей преподавателя, которые позволяют создавать необходимый интеллектуальный, моральный и эмоциональный комфорт для самореализации личности и осознания ею своей жизненной задачи, смысла жизни. Выявлены ориентиры использования резервов творчества педагога в повышении эффективности обучения, воспитания и развития студентов в современной высшей школе. Проанализированы основные показатели творческой деятельности преподавателя высшей школы. Сделан вывод о том, что поликультурное образовательное пространство имеет значительные резервы для реализации творческого потенциала педагога, расширения и углубления субъектно-субъектного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса, формирования у студентов потребности в межкультурном взаимодействии.
Ключевые слова
творчество педагога; элементы системы творчества педагога; высшая школа; поликультурное пространство; студенты; creativity of the teacher; elements of the system of teacher’s creativity; higher school; multicultural space; students
TEACHER’S CREATIVITY IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE
The article discloses the problem of teacher’s creative activity in the multicultural educational environment. It determines the significance of person’s creativity in modern society. It emphasizes the role of education, particularly higher education in the development of creativity of young people, and also the importance of higher school teacher’s creativity for the development of an active creative personality of the student. The article determines the role of higher education in the sustainable development of the Russian society by forming in young people values of national culture in the multicultural educational environment. The possibilities of using the model of creativity by N.A. Berdyaev to characterize teacher’s creativity are revealed. The characteristics of each element of teacher’s creativity are given and practical importance of the implementation of those in the educational process of higher education is shown. The relationships between the elements are analyzed, the features of their functioning and development in teacher’s work in the multicultural educational environment are highlighted. The trends of realizing the basic knowledge and abilities in the creative pedagogical activities (philosophical, socio-cultural, psychological, pedagogical and methodological, physiological and psychotherapeutic) by the teacher are outlined and analyzed. It is emphasized that professional-pedagogical creativity is impossible without constant development of psychoanalytic abilities of the teacher, which makes it possible to create the necessary intellectual, moral and emotional comfort for personality’s self-realization and the awareness of the life’s challenges, the meaning of life. The reference points of using the teacher’s reserves of creativity in increasing the efficiency of learning, education and development of students at the modern higher education are revealed. Main indicators of the creative activity of the teacher of high school were analyzed. It is concluded that multicultural educational space has substantial reserves to realize teacher’s creative potential, and for the deepening of subject-subject interaction between participants of the educational process and formation of the students' needs in intercultural interaction.
Список литературы
-
Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Политиздат, 1993.
-
Викторенкова, С.В. Совместная деятельность преподавателей высшей школы: психолого-педагогический аспект [Текст] / С.В. Викторенкова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2009. - № 3. - С. 80-84.
-
Казаренков, В.И. Миссия педагога высшей школы как ученого, наставника, человека [Текст] / В.И. Казаренков // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - №3. -С.87-91.
-
Казаренков, В.И. Творчество педагога как система [Текст] / В.И. Казаренков // Системная психология и социология. - 2011. - №3. - С.109-114.
-
Казаренков, В.И. Технология и искусство педагогического взаимодействия [Текст] / В.И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2004. - № 2. - С. 265-269.
-
Казаренков, В.И. Развитие у студентов потребности в межкультурном взаимодействии [Текст] / В.И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2010. - №1. - С.69-73.
-
Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество [Текст] / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990.
-
Кудинов, С.С. Самореализация личности педагогов с разным уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью [Текст] / С.С. Кудинов, К.В. Архипочкина // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - № 1. - С. 19-27.
-
Курц, П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях [Текст] / П. Курц // Вопросы философии. - 1990. - № 10. - С. 166-174.
-
Моисеев, Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М.: Языки русской культуры, 2000.
-
Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. -№4. - С.3-8.
-
Новикова, И.А. К проблеме самоактуализации личности в профессиональной деятельности [Текст] / И.А. Новикова, Г.Н. Замалдинова // Проблемы и перспективы самореализации личности в современном многополярном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Научн. редактор С.И. Кудинов; ответственные редакторы: О.Б. Михайлова, М.А. Рушина. - М.: РУДН, 2015. - С.106-110.
-
Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, Л.М. Подымова. - М.: Магистр, 1997.