Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье представлено описание модели воспитания ценностного отношения школьников к обеспечению пожарной безопасности. Автор характеризует основные подходы данной модели, её цели, задачи, принципы, условия и результат. Предложенная модель воспитания ценностного отношения школьников к обеспечению пожарной безопасности имитирует внутреннюю структуру организации деятельности педагогов и детей и нацелена на предупреждение пожаров по причине детской шалости с огнем, а также на популяризацию профессиональной деятельности работников пожарной охраны, создание их положительного образа. Предложенный вариант дидактической модели воспитания ценностного отношения школьников к обеспечению пожарной безопасности основывается на анализе теории и практики изучения школьниками мер пожарной безопасности. Раскрывая содержание рассматриваемой модели, можно выделить следующие компоненты: содержательный, культурно-познавательный, мотивационно-ценностный. Особое значение автором придается аксиологическим аспектам изучения требований пожарной безопасности, учитывая то, что человек в определенной системе ценностей всегда стоит перед серьезным выбором. Данный выбор заключается в том, что отдача предпочтения одной ценности (или группе ценностей) приводит к частичному пренебрежению иными ценностями. Реализация разработанной модели должна способствовать достижению прогнозируемого результата - сформированности осознаваемого чувства необходимости соблюдать требования пожарной безопасности, а также познавательного интереса к общечеловеческим ценностям и мерам пожарной безопасности. В рамках воспитания ценностного отношения школьников к обеспечению пожарной безопасности дети получают навыки не только по предупреждению пожаров, но и по выполнению действий в случае его возникновения.
Ключевые слова
модель; ценностное отношение; воспитание; пожарная безопасность; model; valuable relation; education; fire safety
THE MODEL OF EDUCATION OF THE VALUE ATTITUDE OF SCHOOL PUPILS TO ENSURING FIRE SAFETY
The description of model of education of the value attitude of school pupils to ensuring fire safety is presented in the article. The author describes the main approaches of this model, its purpose, task, principles, conditions and results. The described model of education of the value attitude of school pupils to ensuring fire safety imitates internal structure of the organization of activity of teachers and children and is aimed at the prevention of fires because of a childish prank with fire, and also at promoting professional activity of workers of fire protection, creation of their positive image. The offered option of didactic model of education of value attitude of school pupils to ensuring fire safety in the article is based on the analysis of the theory and practice of studying by school students measures of fire safety. Disclosing the content of the considered model, the following components are allocated: factful, cultural and informative, motivational and value. We give special significance to axiological aspects of studying the requirements of fire safety, considering that the person in a certain system of values always faces a serious choice. This choice is that giving preference to one value (or group of values), leads to partial neglect of other values. The implementation of the developed model should promote the achievement of the predicted result - the formation of the perceivable feeling of the need to observe requirements of fire safety, and also cognitive interest to universal values and measures of fire safety. Within education of value attitude of school pupils to ensuring fire safety children receive skills not only connected with the prevention of fires, but also actions in case of its emergence.
Список литературы
-
Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса [Текст] / В.А. Краковский. - М., 1993. - 312 с.
-
Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности [Текст] / О.С. Гребенюк. - Калининград, 1995.- 132 с.
-
Щуркова, Н.Е. Новое воспитание [Текст] / Н.У. Щуркова. - М., 2000.- 73 с.
-
Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов н/Д, 1999. - 560 с.
-
Никитина, Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя [Текст] / Н.Н. Никитина // Педагогика. - М., 2000. - № 6. - С. 23-29.
-
Никандров, Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века [Текст] / Н.Д. Никандров.- М.,1997. - 402 с.
-
Сластенин, В.А. Хрестоматия по педагогической аксиологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М. - Воронеж, 2005. - 477 с.
-
Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. - СПб., 1997. - 148 с.
-
Лазарев, А.А. Педагогические условия воспитания ценностного отношения учащихся старших классов к будущей профессии [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Кострома, 2010. - 22 с.