Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
КАТЕГОРИЯ «ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ» КАК НОВАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА
В статье раскрывается организация качественно новой инструментально-педагогической единицы - действительности, построенной в логике мыследеятельностного содержания образования, онтологичность которой выражается через попытку формулирования и решения задачи формирования школьной среды, определения подходов, способов и средств выражения оснований. Положив в основу понимание того, что действительность раскрывается как система реально существующих фактов-событий и объективный мир деятельности разума и его продукта, обосновывается необходимость существования содержания школьной образовательной среды через действительности. Каждое отдельное явление среды в общем контексте совокупности действительностей имеет совершенно различное значение и содержание. Действительность имеет признак институционального объекта, применяемого в разработке, проектировании и реализации средового подхода к построению школьного образовательного пространства. Действительности и их совокупность как форма существования образовательной ситуации фиксируются в данном исследовании нормативными единицами-действительностями, которые, в свою очередь, становятся инструментальными средствами педагогической и управленческой самоорганизации и организации. За счет такого взгляда становится управляемой сложная конструкция совместной деятельности субъектов образования - школьная среда мыследеятельностного типа. Внедрение рассматриваемой формы позволяет выстраивать метод программирования нового педагогического профессионализма и способствует переводу педагогической практики в деятельностный режим. Пространство, соорганизованное по принципу действительностей, продлевает границы этих действительностей за рамки школы: школьная действительность становится персональной действительностью семьи - родителей и ребенка. При проектировании среды предлагается пять нормативных единиц-действительностей: (1) действительность ведущих типов деятельности; (2) речевая действительность; (3) действительность учебных предметов; (4) действительность двигательной активности и физического здоровья; (5) метапредметная действительность.
Ключевые слова
школьная образовательная среда; реальность; действительность; педагогическая практика; предметность действительности; мышление; мыследеятельность; педагогическая полипозиционность; способность; school educational environment; reality; pedagogical practice; obj
THE Category OF “Reality” as a new ontological unit of THE school educational environMENT OF system-thought-activity type
The article deals with the organization of a qualitatively new instrumental teaching unit - reality, constructed in the logics of thought-activity content of education, which is expressed through the ontological attempt to formulate and solve the problem of formation of the school environment, the definition of approaches, methods and means of expression grounds. The qualitatively new unit - reality - has got all indicative attributes of institutional object with a purpose to use it in the developing, projecting and technologically organized realization of environ approach in building school educational space. Realities and their totality as a form of existence of educational situation are recorded in this research by normative units- realities which at the same time become instrumental means of pedagogical and managerial self-organization and organization. Due to such a view the complex structure of joint activity of educational subjects - school environment of thought-activity type becomes manageable. The introduction of this form allows us to build a new teaching method of programming excellence and promotes the transfer of teaching practice in the activity mode. Space co-organized on the principle of reality, extending the boundaries of these realities beyond the school: the school really becomes a personal reality of the family - parents and children. When designing the environment we offer five standard units-realities: (1) the validity of leading types of activity; (2) speech reality; (3) the validity of the studied subjects; (4) the validity of motor activity and physical health; (5) metasubject reality.
Список литературы
-
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Т.1. Вопросы теории и истории психологии [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
-
Громыко, Ю.В. Мыследеятельность [Текст]: курс лекций / Ю.В. Громыко. - В 3-х кн.: Кн. 3. Онтология нового времени: пособие для учителей - М.: Пушкинский институт, 2005. - 320 с.
-
Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
-
Ильенков, Э.В. Школа должна учить мыслить [Текст] / Э.В. Ильенков. - М.: Издательство: МОДЭК, 2009. - 112 с.
-
Лосев, А.Ф. Языковая структура [Текст]: учебное пособие / А.Ф. Лосев. - М.: МГПИ, 1983. - 374 с.
-
Николаев, В.А. Концепция школьной социокультурной мыследеятельностной и деятельностной рефлексивно-коммуникативной образовательной среды [Текст]: методологические и информационно-методические материалы научно-практического экспериментального проекта НОУ «Наша Школа» / В.А. Николаев, Я. С. Мисюра; отв.ред. В.А. Николаев. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. - 112 с.
-
Николаев, В.А. Новые образовательные технологии: проектирование образовательных сред мыследеятельностного типа [Текст]: методическое пособие / В.А. Николаев, Р.Н. Стрельникова. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2011. - 108 с.
-
Философская Энциклопедия [Текст]: в 5-х т.; под ред. Константинова В.Ф. - М.: Советская энциклопедия, 1960-1970 гг.
-
Эльконин, Б.Д. Идеальная форма, строение действия, содержание образования [Текст] / Б.Д. Эльконин // Педагогика развития: соотношение учения и обучения. - Красноярск, 2000.
-
Lakoff, G. (1984), Classifiers as a reflection of mind: a cognitive approach to prototype theory. Berkeley: University of California Institute of Human Learning.