Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена проблеме систематизации чувственного опыта в процессе формирования нравственных ценностей младших школьников на основе осознанного нравственного отношения к явлениям действительности, позволяющего сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции в соответствии с требованиями ФГОС. Показано, что формирование нравственных ценностей происходит во внеурочной деятельности в целостном педагогическом процессе, включающем различные формы, методы и направления воспитательной работы. Доказана необходимость включения ребенка в деятельность, способствующую формированию общей направленности личности. На основании исследования психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что важную роль в систематизации чувственных образов в процессе формирования нравственных ценностей играют эмоции и мера чувственного при восхождении мысли от конкретного к абстрактному, а также от абстрактного к конкретному. Основой формирования нравственных ценностей является эмоционально-когнитивный опыт, полученный ребенком в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Формирование привычки к нравственному поведению происходит благодаря включению ребенка в межличностное общение и взаимодействие в микрогруппах. Содержание нашей воспитательной программы во внеурочной деятельности определяется главной целью - формированием базовых компетенций в подрастающем поколении: потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей на основе нравственных представлений о действительности. Уровень сформированности нравственных ценностей определялся на основе показателей, характеризующих когнитивные, эмоциональные и мотивационные компоненты нравственной воспитанности младших школьников. Диагностика проводилась с помощью методов анкетирования, шкалирования, беседы и данных дневника наблюдений педагога. В результате эксперимента исчез низкий уровень сформированности нравственных ценностей и повысился процент высокого уровня и уровня выше среднего.
Ключевые слова
формирование нравственных ценностей; систематизация чувственного опыта; эмоции и мера чувственного; воспитательная работа; младшие школьники; внеурочная деятельность; эмоционально-когнитивный опыт; осознанное нравственное отношение к явлениям действительн
THE Systematization of sensory experience in the formation of moral values of PRIMARY SCHOOL CHILDREN
The article is devoted to the systematization of sensory experience in the formation of moral values of primary school pupils, which is a consequence of the requirements of the FSES. It helps preserve spiritual, moral, cultural and historical traditions. It is shown that the formation of moral values happens in the process of extracurricular activities and includes a variety of forms, methods and directions of educational work. It is proved, that is necessary to include the child in activities that promote the formation of the overall orientation of the individual. In the formation of moral values emotions are important. The basis for the formation of moral values is an emotional and cognitive experience gained in the process of the child’s activity and interpersonal interaction. Формирование привычки к нравственному поведению происходит благодаря включению ребенка в межличностное общение и взаимодействие в микрогруппах. The habit of moral behavior is formed by the inclusion of the child in interpersonal communication and interaction in small groups. The content of our educational programs in extracurricular activities is determined by the main goal - the formation of core competencies of the younger generation: the needs and readiness for constructive cooperation with individuals and groups on the basis of moral conceptions about reality. In this study, the degree of moral values acquisition was evaluated on the basis of characteristics that allow us to evaluate cognitive, emotional and motivational components of moral values of junior schoolchildren. The diagnosis was carried out by the methods of questioning, scaling, interview and data of teacher’s diary of observations. As the result of the experiment the low level of formation of moral values disappeared, and the percentage of high-level and above average level increased.
Список литературы
-
Анцыферова, Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. № 3. - C. 5-17.
-
Баранов, С.П. Гносеологические основы начального обучения детей в школе [Текст] / С.П. Баранов. - М.: Прометей, 2005. - С.12-47.
-
Выготский, Л.С. Детская психология [Текст]: собрание сочинений: в 6 т. - Т. 4 / Л.С. Выготский; под редакцией Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - C. 265.
-
Овчинникова, А.Ж. Содержание и сущность понятия «нравственное воспитание». Этика как методологическая основа нравственного воспитания [Текст] / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова // Методика обучения и воспитания младших школьников. - М.: Издательский цент «Академия», 2015. - С.197-245.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство Питер, 2000. - C. 620-622.