Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Статья посвящена проблеме формирования одной из основных компонент профессиональной компетентности будущего учителя - его познавательно-творческой компетентности. Обоснована актуальность формирования познавательно-творческой компетентности будущего учителя, представлены структура и содержание этого понятия. Познавательно-творческая компетентность будущего учителя рассматривается с позиции реализации интегрированной совокупности компетенций. Особого внимания в структуре познавательно-творческой компетентности будущего учителя заслуживают такие компетенции, как «готовность применять современные методики и образовательные технологии и разрабатывать новые для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса», «способность к саморазвитию и адаптации в изменённых условиях», «способность к педагогическому творчеству». В рамках исследования актуализируется проблема выделения профессионально значимых качеств, которые в наибольшей степени способствуют формированию определённой интегрированной компетентности, а именно познавательно-творческой компетентности будущего учителя. Основное внимание уделено подготовке будущего учителя математики. Необходимым условием формирования познавательно-творческой компетентности будущего учителя является создание в вузе специальной профессионально ориентированной среды. Эта среда предполагает активное использование таких современных образовательных технологий, как технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, «Портфолио», «Дебаты»; рациональное сочетание индивидуальной и групповой работы преподавателя и студента; научно-исследовательскую деятельность студентов внутри и вне вуза; разработку и использование в учебном процессе авторских программ, проектов, новых методик и технологий обучения. В статье сделан акцент на управлении процессом обеспечения качества формирования познавательно-творческой компетентности будущего учителя путём соблюдения таких принципов менеджмента качества, как процессный подход, системный подход и постоянное улучшение качества. В заключение даны методические рекомендации по внедрению результатов исследования в учебный процесс вуза.
Ключевые слова
профессионально значимые качества; познавательно-творческая компетентность будущего учителя математики; современные образовательные технологии; обеспечение качества; professionally significant qualities; cognitive-creative competence of the future teach
THE FORMATION OF COGNITIVE-CREATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF MATHEMATICS
The article is devoted to the formation of one of the major components of professional competence of the future teacher - his cognitive-creative competence. This article presents the relevance of cognitive-creative competence of the future teacher of mathematics; the structure and content of this term. The cognitive-creative competence of future teachers is considered from the perspective of the implementation of an integrated totality of competencies. The problem of defining professionally significant qualities that to the greatest degree promote the formation of a particular integrative competence, namely cognitive-creative competence of the future teacher of mathematics. A necessary condition for the formation of cognitive-creative competence of future teachers is the establishment at the University of special professionally oriented environment. The features of such environment are: 1) active use of such modern educational technologies, as the technology of critical thinking development, the technology for collaborative learning, “Portfolio”, “Debate”; 2) a rational combination of individual and group work of lecturer and student; 3) the research activity of students inside and outside the University; 4) the development and use in the educational process of author's programs, projects, new methods and learning technologies. This article emphasizes the management of ensuring the quality of the process of cognitive-creative competence formation of future teachers based on such principles of quality management, as process approach, system approach and continuous quality improvement. The methodological recommendations for the implementation of research results in the educational process of high school are given.
Список литературы
-
Тормасин, С.И. Организационно-методические проблемы интеграции компетенций [Текст] / С.И. Тормасин, Н.П. Пучков // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2012, №1(37). - С.149 - 158.
-
Пучков, Н.П. К вопросу обеспечения качества подготовки специалиста [Текст] / Н.П. Пучков // Вестник ТГТУ. - 2002. - Т.8, №1. - С.157 - 164.
-
Окрепилов, В.В. Всеобщее управление качеством [Текст]: учебник. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - 454 с.
-
Лемешева, Е.Н. Обеспечение профессиональных качеств выпускника педагогического вуза [Текст] / Е.Н. Лемешева, Б.У. Шарипов // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования [Текст]: материалы VI Всерос. научно-практ. конф.: в 9 ч. - Ч.4 / Академия пов. квал. и проф. перепод. работ. образ.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. - М.-Челябинск: Образование, 2007.
-
Истратова, О.Н. Психодиагностика [Текст]: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 375 с.: ил.