Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ПРАГМАТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Статья посвящена проблеме аксиологического подхода и использования идей философии прагматизма при построении определения педагогической категории «прагматико-ориентированное отношение к выбору профессии у старшеклассников». В статье прагматико-ориентированное отношение к выбору профессии у старшеклассников трактуется как личностно значимое отражение себя в будущей профессиональной среде, вытекающее из личного опыта деятельности в той или иной профессии или выполнения различных профессиональных проб, сопоставления собственных (субъективных) возможностей с объективными профессиональными требованиями, сопоставления Я-реального с Я-идеальным и проявляющееся в потребности реализации самостоятельно сделанного выбора и готовности нести ответственность за его последствия. Основой прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии старшеклассниками является освоение ими философии прагматизма, которая учит действовать и призвана помогать людям в решении их жизненных проблем, среди которых важнейшей является выбор будущей профессии, а цель образования видит в повышении эффективности социальной деятельности, поскольку для выбора линии поведения решающее значение имеет познание, выполняющее роль средства приспособления к среде. Помимо этого, прагматико-ориентированное отношение к выбору профессии формируется у школьника через ощущение личной значимости ряда потребностей и ценности их удовлетворения. Ценности старшеклассником ранжируются, и уже на этом основании делается им выбор профессии. Таким образом, только признаваемая в результате оценки ценность выполняет функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении или выборе вида деятельности. Автор пришёл к выводу, что эффективность педагогического управления процессом формирования у старшеклассников прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии находится в прямой зависимости от создания условий, необходимых для нахождения школьниками в образовательном процессе личностного смысла получения конкретной профессии, помогающих обеспечить последующую самоактуализацию на их жизненном пути, предполагающих помощь старшеклассникам в определении ценностных ориентиров.
Ключевые слова
прагматико-ориентированное отношение к выбору профессии; прагматическая педагогика; личностно-значимые ценности при выборе профессии; pragmatic-oriented attitude to the choice of profession; pragmatic pedagogy; personal essential values
PRAGMATIC-ORIENTED ATTITUDE TO THE CHOICE OF PROFESSION OF SENIOR STUDENTS
The article deals with the axiological approach and the use of the ideas of the philosophy of pragmatism while determining the pedagogical category “pragmatic-oriented attitude to the choice of profession of senior students”. Pragmatic-oriented attitude to the choice of profession of senior students is discussed as a significant individual expression of themselves in their future professional environment. This expression derives from the individual experience in a particular profession or the performance of a variety of professional samples, the comparison of their own (subjective) possibilities with objective professional requirements, the comparison of I-Real to I-Ideal, and also showing in the need to realize the choice and willingness to be responsible for its consequences. The basis of the pragmatic-oriented attitude of senior students to the choice of profession is the understanding of the philosophy of pragmatism. It teaches us to act and it is aimed at helping people solve their vital problems. Among these problems the most important is the choice of the future profession, and it sees the purpose of education in the effectiveness of social activity. The decisive importance for the choice of behaviour has cognition which performs the role of a means of adaptation to the environment. In addition, the pragmatic-oriented attitude towards choosing the profession is formed through the student's sense of personal significance, the set of needs and values. The values are ranked by a senior student, and the student is ready to make his/her choice of profession. Thus, only recognized during the evaluation value performs the function of the reference point in forming a person's particular behaviour or activity. The author came to the conclusion that the effectiveness of the pedagogical management of the process of the senior student’s formation of pragmatic-oriented attitude to the choice of the profession stands in close relation to the formation of the conditions. These conditions are essential to students` personal signification of their future profession in educational process and also they help students pave the way for their self-actualization.
Список литературы
-
Добрынина, В.И. Философия XX века [Текст]: учебное пособие / В.И. Добрынина. - М.: ЦИНО общества «Знание» России, 1997. - 288 с.
-
Додонов, Б.И. Эмоция и ценность [Текст] / Б.И. Додонов // Общественные науки. -№4, 1979. - С.53.
-
Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
-
Резапкина, Г. Проблемы с выбором профессии - только верхушка айсберга личностных проблем [Текст] / Г. Резапкина //Директор школы. - №10. - 2008. - С. 67-69
-
Сластенин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
-
Словарь педагогического обихода [Текст]; под ред. проф. Л.М. Лузиной. - Псков: ПГПУ, 2001. - 88 с.
-
Соколов, П. История педагогических систем [Текст] / П.Соколов. - СПб, 1913. - 504 с.
-
Трофимов, К.В. Проблема гармонизации образа жизни студентов [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://lib.convdocs.org/docs/index-170638.html
-
Философия: Энциклопедический словарь [Текст]; под ред. Ивина А.А. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
-
Чернова, А.А. Прагматико-ориентированное отношение к выбору профессии у старшеклассников: определение, критерии, показатели и уровни сформированности [Текст] / А.А. Чернова // Перспективы развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции 27-28 июня 2014 г. - Уфа, 2014. - С. 22-31
-
Чернова, А.А. Определение уровней прагматико-ориентированного отношения старшеклассников России к выбору профессии [Текст] / А.А. Чернова // SOCIETY, INTEGRATION, EDUCATION Proceedings of the International Scientifical Conference May 23th - 24 th, 2014 Volume I. Rezekne, 2014г. С. 381-399.
-
Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст]: монография / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.