Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНО Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена исследованию инновационной культуры преподавателя высшей школы. Представлены различные точки зрения на определение таких понятий, как «инновация», «инновационная культура», «инновационная культура педагога», «инновационная культура преподавателя вуза». Проанализированы компоненты инновационной культуры, представленные различными учеными, и выделены наиболее значимые с точки зрения особенностей образовательной деятельности в высшем учебном заведении. Представлены виды инновационной деятельности. Далее описываются результаты эмпирического исследования компонентов инновационной культуры, позволяющие выделить наиболее актуальные противоречия в профессиональной деятельности педагогов высшей школы и определить уровень развития компонентов инновационной культуры. Было выявлено, что большинство педагогов положительно относятся к введению инноваций и понимают их значимость, но не в полной мере владеют навыками для осуществления инновационной деятельности. В наибольшей мере респонденты оказались не готовы к осуществлению проектной деятельности. Была разработана программа повышения уровня инновационной культуры педагогов высшей школы посредством включения в проектную деятельность. Данная программа была направлена на популяризацию и актуализацию проектной деятельности в образовательном пространстве вуза. Она включала в себя три последовательно сменяющих друг друга этапа: диагностический, основной и аналитический. В подготовке и осуществлении проектов были задействованы педагоги, участвующие в исследовании. Был реализован ряд инновационных проектов в приоритетных сферах развития вуза и региона. По результатам программы была выявлена положительная динамика в развитии мотивационно-ценностного, когнитивного и технологического компонентов инновационной культуры преподавателей вуза, что доказало эффективность проведенного исследования.
Ключевые слова
инновация; инновационная культура; инновационная деятельность; проектная деятельность; innovation; innovation culture; innovative activity; project activities
INCREASING THE LEVEL OF INNOVATION CULTURE OF UNIVERSITY LECTURERS BY THE IMPLEMENTATION OF INNOVATION PROJECT ACTIVITIES
The article is devoted to the investigation of innovation culture of a university lecture. Different points of view on the definition of such concepts as “innovation”, “innovation culture”, “innovation culture of a teacher”, “innovation culture of a university lecturer” are given. The components of innovation culture, represented by various scientists, are analyzed, and the most significant in terms of educational activities in higher education are pointed out. Innovation activities are considered. Further on, the results of innovation culture components research are presented, which allow us to identify the most pressing contradictions in the professional activity of a university lecturer and to determine the level of development of innovation culture components. It was found that the majority of lecturers has a positive attitude to the implementation of innovations and realize their importance but they are not in full command of skills for innovation activities. To the greatest extent the respondents were not ready for the implementation of project activities. A program for increasing the level of innovation culture through the inclusion of university lecturers in project activities was developed. The lecturers taking part in the research were involved in the preparation and implementation of projects. A number of innovation projects in priority areas of the university and region development were implemented. According to the results of the program the improvement in the development of all the components of innovation culture has been observed.
Список литературы
-
Афанасьева, Е.Д. Инновационная культура педагогов [Электронный ресурс] / Е.Д. Афанасьева, Л.Г. Борисова // Электронный журнал «Имидж». - Режим доступа: URL: http://image.websib.ru/05/text_article.htm?237
-
Есина, В.И. Развитие социальной активности студенческой молодёжи через проектную деятельность: пособие по орг. воспитат. работы в вузе [Текст] / В.И. Есина. - Гродно: ГрГУ, 2013. - 64 с.
-
Карташова, В.Н. Инновации в школьном образовании Германии [Электронный ресурс] / В. Н. Карташова // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 2. - Режим доступа: URL: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4409
-
Кучергина, О.В. Формирование ииновационной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / О.В. Кучергина // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 138-144.
-
Николаев, A.M. Инновационная культура как культура перемен (проблемы, задачи, дефиниции, предложения) [Текст] / А.М. Николаев, Б.К. Лисин // Инновации. - 2007. - № 2-3. -С. 49-50.
-
Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/innovatzija
-
Сидоров, С.В. Сущность и основные компоненты инновационной культуры учителя [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты». - Режим доступа: URL: http://pi.sfedu.ru/pageloader.php?pagename=science/electronic_magazines/pedscie nce/2010/1.
-
Слободчиков, В.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. [Электронный ресурс] / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков // Режим доступа: URL: http://www.e-reading.by/bookreader.php/1034564/Slobodchikov_-_Psihologiya_obrazovaniya_cheloveka._Stanovlenie_subektnosti_v_obrazovatelnyh_processah.html
-
Фокина, В.Н. Инновационная культура преподавателя вуза: теоретическая модель социологического исследования [Текст] / В.Н. Фокина // Инновации в образовании. - 2001. - № 1. - С. 38-54
-
Холодкова, Л.А. Инновационная культура субъектов высшего профессионального образования [Текст] / Л.А. Холодкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - № 14. - С. 82 -86