Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В АДАПТИВНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ
В системе высшего образования заметное внимание уделяется исследованию потенциала активных технологий, применяемых в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов. Перспективным направлением в этой области является использование адаптивных обучающих систем (АОС), обладающих широким спектром возможностей в процессе обучения. В статье предлагается авторская модель процесса проектирования среды адаптивной обучающей системы на основе компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). Механизм адаптации с заданной педагогической целью освоения профессиональных компетенций основан на четырех факторах: онтологическом проектировании содержания учебного курса, результатах психолого-педагогического тестирования обучающегося, педагогическом проектировании диалога с обучающимся, проектировании самопроверки и контроля усвоения знаний. Адаптация в предлагаемом варианте АОС заключается в подстройке параметров обучающей системы, позволяющей повысить управляемость и эффективность учебного процесса в рамках парадигмы личностно-ориентированного обучения. В такой системе электронный учебный курс как совокупность учебно-методических материалов имеет гибко настраиваемую структуру, реализующую различные цели обучения. Это предполагает формирование у каждого обучающегося своего набора обучающих фрагментов, представленных в виде компетентностно-ориентированных заданий и индивидуальных навигационных возможностей для работы с адаптивной обучающей системой. В статье особое внимание уделено разработке образовательных сценариев взаимодействия обучающегося с адаптивной системой на принципах разветвленного программирования, а также рассмотрен алгоритм адаптации АОС к уровню сформированности компетенций у студента. Рассмотренная в данной работе система на практике дает возможность учитывать не только начальные способности обучающегося в конкретной изучаемой дисциплине, но и потенциальные академические достижения студентов в процессе обучения, что позволяет сформировать персонифицированную образовательную траекторию и автоматически модифицировать компетентностно-ориентированные задания в соответствии с текущей успеваемостью обучающегося.
Ключевые слова
адаптивная обучающая система; компетентностно-ориентированные задания; индивидуальная образовательная траектория; adaptive learning system; competence-oriented tasks; individual educational trajectory
THE SPECIFICS OF USING THE COMPETENCE-ORIENTED TASKS IN THE ADAPTIVE LEARNING SYSTEM
In higher education system considerable attention is paid to the potential of active technologies that are used in the process of future professionals’ competencies formation. A promising trend in this field is the use of adaptive learning systems (ALS) that have a wide range of innovatory resources in the process of learning. In the article the author presents a model of designing the process of adaptive learning system media based on competence-oriented tasks. The mechanism of professional competencies use is based on four interrelated factors to meet the requirements of a given pedagogical object: the ontological design of the subject content, the results of psycho-pedagogical testing of a student, pedagogical design of the dialogue between a teacher and a student and planning the self-testing and knowledge check. In this variant of ALS adaptation means coordination of learning system parameters, that allows us to increase control and efficiency of the teaching process within the framework of personal-oriented learning paradigm. In this system computer presented subject material as a variety of learning and methodological materials have high flexible correlated structure that can realize different educational purposes. This approach presupposes formation of individual variety of learning fragments presented as competence-oriented tasks as well as individual “navigation” possibilities to use adaptive learning system. The article focuses on learning scenarios of development and interaction between a student and adaptive system based on an on-linear programming and ALS algorithm adapted to the competence level of a student. In practice the presented system gives a teacher possibility to take into consideration not only student’s initial capabilities in mastering a certain subject, but also students’ potential academic achievements. This system allows us to form personal learning trajectory and computer modification of competence-oriented tasks in accordance with current learning results.
Список литературы
-
Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш., Будько М.Б., Будько М.Ю., Вознесенская А.О., Забодалова Л.А., Надточий Л.А., Орлова О.Ю. - СПб: НИУ ИТМО, 2014. - 98 с. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/483/80483/files/itmo1571.pdf
-
Дорохова О.Е. Адаптивная система обучения в вузах МЧС// Вестник ВГАСУ. Серия: Социально-гуманитарные исследования. Выпуск №1, 2013 - С. 198-207.
-
Марков К.К., Николаева О.О., Сидорова Е.Н. Повышение качества профессиональной подготовки студентов вузов с учетом их индивидуальных типологических особенностей // Фундаментальные исследования. №11, 2013.- С.1231 - 1235.
-
Анохина-Наумец А.В., Лукашенко Р.С. Интеллектуальная система оценивания знаний: модель студента и методика экспериментальной проверки алгоритма адаптации // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ifets.ieee.org//russian/depository/v14_i2/html/6r.html
-
Столбова И.Д. Адаптивное управление качеством предметной подготовки в техническом вузе на основе компетентностного подхода: дис. док. тех. наук Пермь. - 2012. - 399 с.
-
Козлов С.А. Генерация образовательных траекторий на основе динамических профилей обучаемых // Вестник Пермского университета. Математика. Механика. Информатика. 2009.- Вып.3(29). С. 139-143.
-
Wei-Chih Hsu, Cheng-Hsiu Li. (2015), A competency-based guided-learning algorithm applied on adaptively guiding e-learning. Interactive Learning Environments, Vol. 23, №1, pp.106-125.