Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
Формирование гендерной компетентности у курсантов женского пола в процессе обучения в военном вузе
В статье представлен анализ исследований по гендерной проблематике, проведенных отечественными педагогами за последние годы. Рассматриваются вопросы формирования гендерной компетентности в процессе профессионального становления курсантов женского пола в военном вузе. Высшая военная школа в России приобрела опыт обучения и воспитания военнослужащих-женщин. Адаптации курсантов-девушек в военном вузе должно быть уделено большее внимание. Именно на этом этапе формируется отношение к выбранной профессии, заинтересованность в достойном выполнении своих обязанностей. Успешной адаптации курсантов женского пола способствует, по мнению авторов статьи, гендерное образование, обеспечивающее формирование у обучающихся правильных ценностных ориентаций. В статье указывается, что для осуществления качественной подготовки будущих военных специалистов преподавателям и командирам необходимо приобретение новых психолого-педагогических знаний, умений и навыков в формировании гендерной компетентности у курсантов женского пола. Раскрыто содержание понятия «гендерная компетентность». Выделяются четыре группы профессионально значимых качеств личности на основании их функционально-профессионального предназначения. Уровень сформированности этих качеств служит интегративным показателем поэтапного профессионального становления будущих военных женщин-специалистов и развития личности в целом. Приводится обоснование создания педагогических условий в процессе реализации приоритетных направлений воспитания военнослужащих-женщин в военном вузе, среди которых авторы выделяют разработку элективных курсов и программ воспитания курсантов женского пола по отдельным направлениям воспитательной работы (семейное, эстетическое, духовное воспитание); подготовку научно-методического, информационного, социально-психологического, кадрового обеспечения; создание благоприятного материального и социально-бытового климата для курсантов женского пола, обучающихся в военном вузе.
Ключевые слова
гендерный подход; гендерная компетентность; профессионально значимые качества личности; военнослужащие-женщины; гендерное образование; gender approach; gender competence; professionally important personality qualities; female military personnel; gender educ
THE FORMATION OF GENDER COMPETENCE OF FEMALE CADETS IN LEARNING PROCESS AT HIGHER MILITARY SCHOOL
The article presents the analysis of gender studies conducted by domestic teachers in recent years. The issues of gender competence formation in the process of professional development of female cadets at higher military school are considered. Higher Military School in Russia has gained experience in the field of female military personnel training and education. Their grounding requires the creation of special conditions. The adaptation of female cadets at higher military school should be given more attention. At this stage of education the attitude to the chosen profession as well as the interest in a decent performance of their duties are formed. It is the author’s opinion that gender education promotes successful adaptation of female cadets, ensuring the formation of correct value orientations. The article states that for the implementation of training quality of would-be specialists it is necessary for teachers and commanders to acquire new psychological and pedagogical knowledge and skills in the gender competence formation of female cadets. The content of the “gender competence” concept is shown. Four groups of professionally important personality qualities on the basis of their functional and professional purpose are defined. The developmental level of these qualities serves as an integrative indicator of the phased professional making up of would-be female military professionals and the personality development on the whole. The reason for the creation of organizational and pedagogical conditions when implementing the priorities of women military-education at military high school is given, including the formation of trainees’ gender competence. The article reflects the need for methodological support of gender competence formation process concerning female cadets.
Список литературы
-
Кошелева, А.О. Становление личности в инновационных условиях высшего профессионального образования [Текст]: монография / А.О. Кошелева. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. - 102 с.
-
Клецина, И.С. Формирование и развитие гендерной компетентности // Технологии конструирования гендера [Текст]: учебно-методический комплекс / И.С. Клецина; под ред. проф. И.С. Клециной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 128-171.
-
Рыков, С.Л. Личностная самореализация военнослужащих-женщин в военно-социальной среде [Текст] / С.Л. Рыков // Гендерные стереотипы в современной России. - 2006. - №3. - С. 34-41.