Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ОСОБЕННОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы вторичной языковой социализации обучающихся. Выявляется сущность данного процесса, которая заключается в умении адекватно ориентироваться в доступном взрослому человеку социальном окружении, осознавать свою самоценность, выражать чувства и отношения к миру с использованием иностранного языка. Предлагается широко использовать социализирующий потенциал системы дополнительного образования в развитии вторичной языковой социализации личности, который, по мнению автора, выражается в возможности овладения языком как инструментом межличностного взаимодействия; трансляции, обобщения и присвоения общественного опыта, самореализации в профессии и социуме; освоения системы ценностей. Анализируется сущность понятия «условие», называются и раскрываются следующие педагогические условия вторичной языковой социализации обучающихся в процессе дополнительного образования по иностранным языкам: учет индивидуальных особенностей взрослых; создание профессионально-коммуникативной образовательной среды; обогащение содержания обучения социально значимыми и профессионально направленными регистрами общения; профессиональная готовность преподавателя. Кратко описывается опытное обучение в образовательном учреждении Online-школе иностранных языков для взрослых «White Rabbit» (г. Пятигорск). В экспериментальную программу входили следующие мероприятия: организация делового общения, реализация комплекса социально ориентированных заданий, внедрение в учебный процесс методов коммуникативного анализа, case-study, проектов. Математические и статистические данные подтвердили эффективность работы, направленной на вторичную языковую социализацию обучающихся. Статья выполнена в русле современных требований к совершенствованию теории и практики образования взрослых. Она представляет интерес для молодых ученых, педагогов дополнительного образования.
Ключевые слова
обучение взрослых; вторичная языковая социализация; дополнительное образование; условия; опытное обучение; adult education; secondary language socialization; further education; conditions; experiential learning
FEATURES OF STUDENTS’ SECONDARY LANGUAGE SOCIALIZATION IN THE PROCESS OF ADDITIONAL EDUCATION
The article deals with the secondary language socialization of adult learners. It reveals the essence of the process, which is the ability to adequately navigate the social environment available to him, to recognize the intrinsic value of the individual, to express feelings and attitudes towards the world with the use of a foreign language. It is proposed to make extensive use of the socializing potential of additional education in the development of the secondary language socialization of the individual, which is the author's opinion, expressed in the possibility of mastering the language as an instrument of interpersonal interaction; translation, compilation and assignment of social experience, self-actualization in the profession and society; development of a system of values. We analyze the essence of the concept of “condition”, define and reveal the following pedagogical conditions of the secondary language socialization of students in the course of further education in foreign languages: taking into account individual characteristics of adults; the creation of professional-communicative learning environment; the enrichment of the content of teaching by socially relevant and professionally directed registers of communication; professional readiness of the teacher. We briefly describe the experimental study at an educational institution Online-language school for adults “White Rabbit” (Pyatigorsk). Pilot training consisted of three phases: stating, forming and control experiments. The experimental program included the following activities: the organization of business communication, the implementation of socio-oriented jobs, the introduction to the educational process of communicative methods of analysis, case-study, projects. Mathematical and statistical data confirmed the effectiveness of the work. The paper was in line with modern requirements to improve the theory and practice of adult education. It is of interest to young scientists, teachers of additional education.
Список литературы
-
Дресвянников, В. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых [Электронный ресурс] / В. Дресвянников. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/andragogika-principy-prakticheskogo-obuchenija-vzroslyh/
-
Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. - № 1. - 2012. - С. 8-14.
-
Карташова, В.Н. Приоритетное направление в развитии иноязычного образования [Текст] / В.Н. Карташова // Иноязычное образование: материалы Международной научно-практической видеоконференции. - Елец, 2015. - С. 3-6.
-
Концепция организации системы непрерывного образования взрослых в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.irdpo.ru/
-
Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии [Текст] / Н.В. Кузьмина. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.