Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОПАРКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Создание технопарков как средоточия инновационных предприятий, тесно взаимодействующих с университетами и научно-исследовательскими институтами, является важным компонентом кластерной экономики, поскольку стимулирует развитие регионального образовательного потенциала. Внедрение нанотехнологий и другие факторы постиндустриального развития России актуализируют необходимость подготовки студентов вуза к реализации деятельностной модели профессионального самоопределения. Это возможно при наличии ряда условий, ведущим из которых является реконструкция преподавательской деятельности, которая выражается в коррекции знаниевой парадигмы взаимодействия со студентами, что способствует раскрытию потенциала студентов и преподавателей на основе их интерактивного взаимодействия. В качестве материалов исследования представлено содержание практических занятий по английскому языку, в ходе которых использовался кейс-метод в процессе взаимодействия преподавателя вуза со студентами-бакалаврами профиля «Медицинская и фармацевтическая химия». Реализация кейс-метода основывалась на принципе междисциплинарности, через совокупность самостоятельной работы обучающихся и применение вербальных, деятельностных и ролевых технологий интерактивного сопровождения учебной деятельности. В процессе исследования уточнено понятие интерактивная подготовка студентов на основе технологического подхода, выявлена технология идентификации учебной деятельности студентов и модели их профессиональной самореализации. Определены пути реализации контекстного обучения в аспекте осуществления профессионально направленного интерактивного взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов. Получены следующие выводы: под интерактивной подготовкой студентов к деятельности в условиях технопарка понимается процесс контекстного взаимодействия преподавателя иностранного языка и студентов в аспекте реализации компетентностного подхода с учётом содержания профессиограммы специалиста технопарка; успешность профессиональной идентификации студентов основывается на соотнесении учебного действия с процессом их дальнейшей профессиональной самореализации.
Ключевые слова
интерактивность; взаимодействие; профессиональная подготовка; готовность; технопарк; иностранный язык; interactivity; communication; vocational training; readiness; technological park; English as a foreign language
TECHNOLOGIES OF INTERACTIVE TRAINING OF STUDENTS FOR THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY IN TECHNOLOGICAL PARKS ON THE BASIS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE
The article considers the technologies of interactive training of students for their professional activity in technological parks on the basis of studying the academic subject (English as a foreign language). Strong relations between innovative enterprises, universities and research institutes are concentrated in technological parks as an essential component of the cluster-based economic development which stimulates regional educational potential. The development of technological parks, realization of nanotechnologies and other factors of post-industrial development of the Russian Federation suggest the necessity for university students to implement the activity model of professional self-determination. It is possible in case of occurrence of a number of conditions. One of these conditions is the reconstruction of the teacher’s activity. It includes a correction of knowledge paradigm of communication between teacher and students. This condition reveals teachers’ and students’ potential on basis of their interactive communication. The materials of the current research are the content of practical classes on the English language. During these classes the case method is one of the main means for University classes with BA students of “Medicinal and Pharmaceutical Chemistry”. The realization of the case method is based on interdisciplinary approach which includes individual work. Technologies of interactive support of students’ learning activity in our research are: role, activity and verbal technologies. During our research we specified the notion of “the interactive training of students on the basis of technological approach”; and show the technology of identification of learning activity and model of their professional self-realization. We show ways of implementing the context learning in the aspect of realization of professional targeted interactive communication between the teacher of English and students. We specified the following aspects: the interactive training is a process of context communication of students in aspect of realization of competence approach with a special professiogram of a specialist of the technological park; the success of professional identification of students is based on the comparison of learning activity with the process of their further professional self-realization.
Список литературы
-
Баронов В.И., Костюнина Г.М. Технопарки в зарубежной и российской практике [Текст] / Г.М. Костюнина, В.И. Баронов // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №3. - С. 91-99.
-
Буланкина Н.Е. Methodological Innovations: Theory and Practice [Текст] / Н.Е. Буланкина. - «Просвещение. Иностранные языки»: Интернет-издание для учителя. 25 сентября 2015. - URL: [http://iyazyki.prosv.ru/2015/09/methodological-innovations/#more-23521] - date of access 12 Oct. 2015.
-
Лиферов А.П. Корпоративные структуры в системе непрерывного профессионального образования: монография [Текст] / А.П. Лиферов. - М.: ИД РАО, 2009.
-
Неборский Е.В. Социокультурная матрица высшего образования: проблема воспроизводства человеческого капитала [Текст] / Е.В. Неборский // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 2013. №4. - С. 51-54.
-
Сохранов В.В. Психолого-педагогические аспекты влияния информатизации педагогической деятельности на формирование социальной компетентности личности [Текст] / В.В. Сохранов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Том 16. №3. - С.322-325.
-
Трибушная В.Х. Инновационная инфраструктура как необходимость поддержки предпринимательства: технопарки и стратегическое управление: монография [Текст] / В.Х. Трибушная. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011.
-
Cottrell, Stella (2014), The Study Skills Handbook. 4th edition. Palgrave Macmillan.
-
Prince, Emma-Sue. (2014), Life Skills for teachers. Macmillan Online Conference, 10 Nov. 2014. URL: http://www.macmillan.ru/news/detail.php?ID=66851 - date of access - 10.09.2015
-
Sanni, M., Egbetokun, A., Siyanbola, W. (2009), A Model for the Design and Development of a Science and Technology Park in Developing Countries. Munich Personal RePEc Archive. National Centre for Technology Management, Inderscience Publishers. URL: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/25342 - date of access - 8.08.2015.