Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В современных психолого-педагогических исследованиях развитие человеческой сущности рассматривается как высшая ценность общества и самоцель благополучного общественного развития. Одним из условий проявления форм социальной и индивидуальной жизни человека выступает сотрудничество, обеспечивающее успешную самореализацию личности во взаимодействии с другими людьми. Анализ теоритических подходов показывает, что сотрудничество является ценностью культуры, универсальным принципом, регулирующим поведение и отношения человека для организации субъект-субъектных отношений в совместной деятельности. Одним из видов сотрудничества выступает профессиональное сотрудничество педагогов, которое предполагает активность и инициативность сторон в установлении и поддержании взаимодействия, взаимопонимания, гуманных, доброжелательных и доверительных отношений. Проектирование подобного сотрудничества становится источником и основой для творческой совместной деятельности, развития исследовательской активности, профессиональной самореализации и личностного самосовершенствования педагогов. В статье описываются результаты эксперимента, посвященного исследованию особенностей взаимодействия педагогов дошкольного образования. Описанные результаты эксперимента позволили отметить небольшую группу педагогов с устойчивым интересом и желанием участвовать в совместной деятельности. Данная группа педагогов характеризуется адекватными представлениями о возможностях сотрудничества. Также зафиксирована группа педагогов с ограниченными представлениями и практическими умениями реализовать современные формы профессионального сотрудничества. Для них характерна малая осведомленность о сущности, методах и потенциале профессионального сотрудничества; данные качества не позволяют проявить в полной мере самостоятельность, ответственность, инициативность, субъектную позицию в совместной деятельности. В целом, по результатам проведенного эксперимента, отмечается сниженный уровень развития коммуникативной и личностной компетентности педагогов в вопросах эффективного взаимодействия с коллегами, наличие сложностей в реализации норм культуры общения и регуляции эмоциональных проявлений.
Ключевые слова
сотрудничество; профессиональное сотрудничество; формы профессионального сотрудничества; уровни профессионального сотрудничества; collaboration; professional cooperation; forms of professional cooperation; the level of professional collaboration
THE ASSESSMENT AND ANALYSIS OF PROFESSIONAL COOPERATION OF EDUCATORS IN TODAY'S PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
In modern psychological and pedagogical studies the development of a human is seen as the supreme value of society and an end in itself of successful social development. One of the conditions of existence of forms of social and individual life advocates cooperation for the success of self-realization of the person in interaction with other people. The analysis of theoretical approaches shows that cooperation is the value of culture, the universal principle governing the behavior and attitude of the man to the organization of subject-subject relations in the joint activity. One type of cooperation is professional cooperation of teachers, which involves the activity and initiative of the parties in establishing and maintaining cooperation, mutual understanding, humane, friendly and trusting relationship. Designing such cooperation becomes a source and basis for creativity joint activities, for the development of research activities, professional fulfillment and personal self-development of teachers. The article describes the results of experiments devoted to the study of the interaction of teachers of preschool education. These results of the experiment allowed to mention a small group of teachers with sustained interest and desire to participate in joint activities. This group of teachers is characterized by an adequate idea of the possibilities of cooperation. We also fixed a group of teachers with limited views and practical skills to implement modern forms of professional cooperation. They are characterized by low awareness of the nature, methods, and potential of professional co-operation; these qualities do not allow us to show full independence, responsibility, initiative, subject position in joint activities. In general, the results of the experiment show a reduced level of the development of the communicative and personal competence of teachers in the effective interaction with colleagues, the existence of difficulties in implementing the rules of the culture of communication and regulation of emotional displays.
Список литературы
-
Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду: игровые ситуации, игры, этюды [Текст]: учебно-методическое пособие. - М., 2012. - 224 с. (Методический комплект программы «Детство»).
-
Вергелес, Г.И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности [Текст] / Г.И. Вергелес, А.И. Раев // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). - СПб.: Образование, 1994. - С.16-31.
-
Деркунская, В.А. Личностно-профессиональное самоопределение студента педагогического ВУЗа [Текст]: психолого-педагогический практикум / В.А. Деркунская. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 125 с.
-
Петрова, В.Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить. [Текст] / В.Н. Петрова // Библиотека Журнала «Директор школы». - Вып. 4. - М., 1999. - 127 с.
-
Посталюк, Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху [Текст]: учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации преподавателей вузов / Н.Ю. Посталюк. - М., 1992. - 104 с.
-
Римашевская, Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников [Текст] / Л.С. Римашевская. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 112 с.
-
Рыданова, И.И. Педагогика сотрудничества: сущность, принципы [Текст]: материал в помощь лектору / И.И. Рыданова. - М., 1992. - 246 с.
-
Санжиев, Н.Ж. Педагогическое сотрудничество в деятельности районного управления образования [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2000. - 21 с.