Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №33 (1) (2016)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обоснована актуальность проблемы формирования индивидуального правосознания старшеклассников в проектной деятельности. На основе анализа теоретической литературы дано определение понятия «индивидуальное правосознание старшеклассников» как функционально целостная совокупность свойств личности, определяющих осознаваемое отражение правовой стороны социальной реальности и произвольную регуляцию правомерного поведения, обусловленную им. Выделены интеллектуальный, эмоционально-волевой и деятельностный компоненты в структуре правосознания старшеклассников. Представлены основные показатели и уровни структурированности правосознания с тарших школьников. В качестве эффективного средства формирования правосознания старшеклассников обоснована социально-проектная деятельность, под которой понимается специально разработанный с помощью учителя и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, основанный на актуальной для общества и личностно значимой для ученика проблеме, решение которой направлено на позитивное изменение социальной ситуации посредством взаимодействия учащихся с гражданами, с общественными организациями, с властными структурами. Дана краткая характеристика содержания деятельности школьников, обеспечивающей позитивную динамику правосознания, на всех этапах работы над социальным проектом. Выявлен механизм влияния содержания проектной деятельности на развитие структурных компонентов правосознания школьников. На этапе выбора темы проекта и планирования действий школьники определяют личностную мотивацию, получают новые или актуализируют приобретенные ранее в курсе обществоведческих дисциплин знания о праве, о функционировании местных и федеральных органов власти, о проработанности законодательной базы в рамках конкретной проблемы. На этапе реализации плана действий по проекту дети вступают во взаимодействие с местным сообществом, что способствует формированию социального опыта, опыта принятия решений по общественно-правовым вопросам, опыта правоприменения. Завершается работа над проектом рефлексией, построением субъективно приемлемых образцов правомерного поведения как цели совершенствования. Социальное проектирование задействует когнитивный, практический и эмоциональный компоненты содержания процесса формирования правосознания личности.
Ключевые слова
правосознание старшеклассников; проектная деятельность; процесс формирования правосознания; consciousness of high school students; project activities; the process of development of consciousness
THE FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN PROJECT ACTIVITIES
The article proves the urgency of the problem of the formation of individual consciousness of high school students in project activities. On the basis of the analysis of theoretical literature the definition of “individual consciousness of high school students” as functionally complete set of personality traits that determine the perceived reflection of the legal side of social reality and arbitrary regulation of the lawful conduct resulting from them was given. Intellectual, emotional, volitional and behavioral components in the structure of legal consciousness of high school students were singled out. The parameters and levels of legal awareness of senior school students were identified and presented. As an effective means of forming legal consciousness of high school students the socio-project activities are substantiated, under which we understand specifically designed with the help of teachers and performed by students set of actions, based on vital social and personal significance to the student of the problem, the solution of which is aimed at positive change in their social situation through the interaction of students with citizens, community organizations, and government. A brief description of the content of activity of schoolchildren at the stages of work on a social project that provides positive dynamics of consciousness is given. The mechanism of the influence of the content of project activities on the development of structural components of legal consciousness of students is revealed. At the stage of choosing the topic of the project and planning students determine personal motivation and gain new or update previously acquired in the social sciences course knowledge on law, on the functioning of local and Federal authorities, elaboration of legislative base in the context of a specific problem. At the stage of the implementation of the action plan for the project, children interact with the local community, which contributes to the formation of the social experience, the experience of making decisions on public matters, experience of law enforcement. The work on project reflection is coming to the end, by building subjectively acceptable samples of good behavior as the goal of perfection. Social designing involves cognitive, practical and emotional components of the process of formation of legal consciousness of the person.
Список литературы
-
Бочаров, О.Е. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции студентов [Текст]: дис. … канд. пед. наук / О.Е. Бочаров. - Кострома, 2009. - 235 c.
-
Заморская, Л.И. Ценностно-нормативная характеристика права: концептуальный подход [Текст] / Л.И. Заморская // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2013, № 1 (22). С. 38 - 41.
-
Кобелева, Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Т.И. Кобелева. - Самара, 2006. - 186 c.
-
Матяш, Н.Р. Психология проектной деятельности школьников [Текст]: дис. … д-ра психол / Н.Р. Матяш. - Брянск, 2000. - 385 c.
-
Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / В.В. Оксамытный. - М.: ЮНИТИ-ДАНА 2012. - 511 с.
-
Статистика и аналитика: статистика за 2013 г. [Электронный ресурс] // Официальной сайт МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports (дата обращения: 15 февраля 2014 г.).
-
Сибиряков, С.Л. К вопросу о мерах предупреждения насилия в подростково-молодежной среде [Текст] / С.Л. Сибиряков, Р.Х. Тазабаев // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 2012, № 4 (21). - С. 234-238.
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 05.05. 2014) // Российская газета. № 303, 2012, 21 декабря.
-
Широ, С.В. Проблема вторичной правовой социализации человека в контексте теорий психоанализа [Текст] / С.В. Широ // Право и образование. - № 10. - 2011. - С.57-67.
-
Элиасберг, Н. И. Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен [Текст]: монография / Н.И. Элиасберг. - СПб.: «Союз», 2006. - 167 с.
-
Alberta Lipson, Ari W. Epstein, Rafael Bras, and Kip Hodges. (2007), Students’ Perception of Terrascope. A project-based freshman learning community. Journal of Science Education and Technology. Vol.16, №4.
-
J. Barrie Thompson, Helen M. Edwards. (2009), Preparing Graduate Student for Industry and Life Long Learning: A Project Based Approach. Conference: World Conference on Computers in Education, WCCE, pp. 292-301.