Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Ушаков Д.В.. СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТЫ

В статье развивается предложенная авторами модель, объясняющая взаимосвязь социальных когниций с личностными переменными. Утверждается, что когнитивные механизмы поддержания самооценки выполняют роль посредника между интеллектом и социальным поведением. Вводится понятие стратегий поддержания самооценки, которые, с одной стороны, определяются интеллектуальными способностями, а с другой - характеризуют особенности социального познания в ситуациях, где затрагивается самооценка субъекта как при межгрупповом сравнении, так и когнитивном диссонансе. В описываемом эксперименте исследовались взаимосвязи двух выделяемых стратегий поддержания самооценки с интеллектуальными показателями и склонностью испытуемых изменять свои убеждения в ситуации когнитивного диссонанса.
The model proposed by author explains the interrelation of social cognitions with personality characteristics. The author states that cognitive mechanisms of self estimation support play the role of mediator between the intelligence and social behaviour. The term «strategies of self estimation support» is introduced. These strategies, from the other side, are predetermined by intellectual abilities, but from other one, predetermine the abilities of social cognition in situations in which subject's self estimation is concerned, as in intergroup comparison and in cognitive dissonance. In describing experiment the interaction of two allocated strategies for strategies of self estimation support with intellectual characteristics and propensity of subjects to change their believes in situations of cognitive dissonance ситуации когнитивного диссонанса are investigated.

Коул Майк. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ РАЗНЫХ КУЛЬТУР

Данный текст является сокращенным вариантом нескольких глав книги М. Коула «Культурно-историческая психология» (М: Когито-Центр, 1997). Автор связывает возникновение идей Л.С. Выготского и А.Р. Лурии с размышлениями их западных предшественников. М. Коуэл высоко оценивает попытку создания единой психологии. В то же время у автора возникает сомнение в том, что методы русских авторов способны выявить межкультурные различия. Он предлагает собственное представление о влиянии культуры на развитие ребенка.
In the article the author connects the origin of L.Vygotskyy and A. Luria with the thoughts of European authors. He appreciates the wish to create unite psychology. But he doubt that the Russian authors methods could be effective in revealing cross-cultural differences. He proposes his own representation about influence of culture to child development.

Тренин Е.М.. ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ВХОЖДЕНИИ СТРАНЫ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Статья посвящена проблеме преподавания иностранного языка с учетом будущей специальности студентов. При существующей программе двухлетнего обучения языку (то есть до того, как начинается профессиональная специализация) выполнение программы, поставленной Министерством образования, становится невозможным. Вступление России в Болонский процесс делает эту проблему особенно актуальной. Обсуждаются пути решения проблемы.
The article is devoted to the problem of foreign language learning in view of the future student specialization. Under present two years program of foreign language learning (that is before their professional specialization) performance of the Education Ministry program is impossible. The introduction of Russia to Bolonian process made this problem more actual one. The problem decision s are discussed.

Карташова В.Н.. ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ: ВОПРОСЫ И ТЕХНОЛОГИИ

статья посвящена раннему иноязычному обучению. Автор анализирует игровые формы, применяемые учителями в процессе обучения дошкольников и младших школьников иностранному языку, а также модель подготовки будущего учителя.
the article is devoted to learning foreign languages in early age. The author analyses game forms, which teachers use in the process of teaching children under school age and pupils foreign languages. Besides the model of preparing future teacher is considered here too.

Подаева Н.Г.. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО СТИЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ: ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

данная статья отражает основные плюсы и минусы современного состояния математического образования. Автором исследуется иерархия целей обучения математике, в основе которой лежит мотивация к обучению и ориентация на развитие способностей. Возможности введения нового стиля преподавания математики анализируются с учетом достижений психологии и психофизиологии.
In this article the main advantages and disadvantages of modern mathematical education are shown. The author researches aids of teaching mathematics and such spheres as motives of learning and orientation on developing one's abilities. New style of teaching mathematics is analyzed taking into account achievements of psychology and physiology.

Мезинов В.Н.. КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ УЧИТЕЛЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в статье рассматриваются личностные и профессиональные качества учителя в условиях развития современного общества и образования. Говоря о конкурентоспособности специалиста, можно выделить ряд структурных компонентов, составляющих модель личности специалиста.
The article is devoted to a teacher's personal and professional qualities in modern society and education. It is possible to pick out structural components of the model of competitive teacher's personality.

Марченко О. И.. РИТОРИКА И ПРОБЛЕМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УРОКИ ИСТОРИИ

Данная статья является экскурсом в историю, посвященным анализу роли риторики в формировании классического образования.
This article is an excurse in history, devoted the analysis of the role of the rhetoric in forming of classical education.

Плетенева И.Ф.. ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

в данной статье освещаются условия подготовки учителя в истории российской высшей школы. Одним из ключевых моментов подготовки выступали тенденции, проявлявшиеся в системе работы высшей школы. Одной из таких тенденций явилась фундаментализация содержания педагогического образования.
In this article conditions of preparing future teacher in the history of Russian Higher education are considered. One of the most important point of this activity are tends which are in the system of Higher education. One of such tends is fundamentalisation of content of pedagogic education.

Советова О.С.. К ПСИХОЛОГИИ ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Обзорная статья, посвященная анализу инновационных процессов в образовании. Рассматриваются позитивные и негативные стороны инноваций.
The review article devoted for the innovation process in education analysis. The positive and negative sides of innovation are considered.

Белова С.С., Валуева Е.А.. ИМПЛИЦИТНЫЕ ОСНОВЫ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ РЕБЕНКА: СРАВНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ И НАИВНЫХ ИСПЫТУЕМЫХ 1

В основу экспериментального исследования положена гипотеза о существовании различий между педагогами и наивными испытуемыми в имплицитных основах первого впечатления об интеллекте ребенка. Выявлено, что для педагогов, по сравнению с наивными испытуемыми, характерна большая степень интуитивной опоры на признаки поведения ребенка (т.е. большая выраженность имплицитного компонента первого впечатления), а также возрастание этой степени со временем.
The present experimental research is based on a hypothesis that there is a difference between professional teachers and laypersons in the implicit foundations of their first impression on intelligence of a child. It has been revealed that a greater extent of intuitive use of the child's behavioral cues (i.e. a greater intensity of the implicit component of the first impression) characterizes the teachers as compared with the laypersons, as well as its increase with time.

Дунаевская Э.Б.. МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Данная статья посвящена исследованию мотивации профессионального развития современного учителя с разным стажем работы (менее 5 лет и более 15). В исследовании принимали участие 60 педагогов. Для оценки мотивационной сферы использовали методики В.Г. Вершловского и Г.С. Никифорова. В ходе работы у молодых учителей были выявлены мотивы, связанные с изменением своего социального статуса и установлением полезных деловых контактов. Особенности профессионального развития педагогов со стажем связаны с невозможностью использования своего опыта в новой парадигме образования.
Motivation of the professional-personality development and self-development of the teachers as a psychological and pedagogical problem. E.B. Dunaevskaya
This article is devoted for the investigation of professional development's motivation of modern teacher with different experience of work (less than 5 yr and more than 15yr). 60 teachers were participants. For the appreciation of motivation sphere methods of V.G. Vershlovskogo and G.C. Nikiforova were used. The specificity of the teacher's professional development working during long period is connected with impossibility of their experience use in new paradigm of the education.

Николаева Е. И., Королева И. В.. СПЕЦИФИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В работе проанализирована заболеваемость студентов педагогического колледжа и ее связь с эффективностью обучения. Показано, что у студентов педагогического колледжа наиболее частыми хроническими заболеваниями являются заболевания зрительной системы и нарушения опорно-двигательного аппарата. Предлагается разработать специальную программу для будущих педагогов, направленную на обучение здоровому образу жизни и формирование ответственности за свое здоровье.
The peculiarity of pedagogical college students diseases.E.I. Nikolaeva, I.V. Koroleva
In the article there are the diseases of pedagogical college students and its influence on the process of education. It is shown that the most frequent chronic diseases of the students are diseases of visual system and musculoskeletal system impairments. It is offered to develop the special program for the future teachers, directed on training to a healthy way of life and formation of the responsibility for the health

Саввина О. А.. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ П.С. ГУРЬЕВА (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

статья приурочена к юбилею русского методиста-математика П.С. Гурьева. В ней освещены основные биографические сведения, а также наиболее значимые труды ученого.
he article is devoted to P. Guryev's anniversary. The main biographical dates and scientific works are considered here.