Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №1 (1-2) (2008)
СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТЫ
В статье развивается предложенная авторами модель, объясняющая взаимосвязь социальных когниций с личностными переменными. Утверждается, что когнитивные механизмы поддержания самооценки выполняют роль посредника между интеллектом и социальным поведением. Вводится понятие стратегий поддержания самооценки, которые, с одной стороны, определяются интеллектуальными способностями, а с другой - характеризуют особенности социального познания в ситуациях, где затрагивается самооценка субъекта как при межгрупповом сравнении, так и когнитивном диссонансе. В описываемом эксперименте исследовались взаимосвязи двух выделяемых стратегий поддержания самооценки с интеллектуальными показателями и склонностью испытуемых изменять свои убеждения в ситуации когнитивного диссонанса.
Ключевые слова
социальное влияние; самооценка; интеллект
Social influence and its determinants
The model proposed by author explains the interrelation of social cognitions with personality characteristics. The author states that cognitive mechanisms of self estimation support play the role of mediator between the intelligence and social behaviour. The term «strategies of self estimation support» is introduced. These strategies, from the other side, are predetermined by intellectual abilities, but from other one, predetermine the abilities of social cognition in situations in which subject's self estimation is concerned, as in intergroup comparison and in cognitive dissonance. In describing experiment the interaction of two allocated strategies for strategies of self estimation support with intellectual characteristics and propensity of subjects to change their believes in situations of cognitive dissonance ситуации когнитивного диссонанса are investigated.
Key words:
social influences; self estimation; intelligence
Список литературы
-
Дружинин В.Н. (2001). Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: Пер Сэ, СПб.: Иматон-М, 224 с.
-
Стернберг Р. (1996). Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология, №6. С. 54 - 61.
-
Тэрнер, Дж.С., Оукс, П.Дж., Хэслем, С.А., Дэвид, В. (1994). Социальная идентичность, самокатегоризация и группа. Иностранная психология, №4, 8 - 17.
-
Doise, W., Csepeli, G., Dann, H.D., Gouge, C., Larsen, K., Ostell, A. (1972). An experimental investigation into the formation of intergroup representations. European Journal of Social Psychology, 2, 202 - 204.
-
Flavell, J. (1999). Cognitive development: Children's knowledge about the mind. Annual Revue of Psychology, 50, 21 - 45.
-
Hunt, E.B. (1978). Mechanics of verbal ability. Psychological Review, 85, 109 - 130.
-
Perdue, C.W., Dovidio, J.F., Gurtman, M.B., Tyler, R.B. (1990). Us and them: Social categorization and the process of intergroup bias. Journal of Personality and Social Psychology, 59, 475 - 486.
-
Sherif, M., Sherif, C. (1969). Social psychology. NY: Harper & Row.
-
Tajfel, H. (1981). Social stereotypes and social groups. // J.C. Turner, Y. Giles (Eds.) Intergroup behavior. Oxford: Blackwell; Chicago: University of Chicago Press, 144 - 167.
-
Tajfel, H., Turner, J.C. (1979). An integrative theory of intergroup conflict. // W.G. Austin, S. Worchel (Eds.) The social psychology of intergroup relations. Monterey, CA: Brooks/Cole.
-
Turner, J.C. (1991). Social influence. Buckingham, UK: Open University Press.