Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №1 (1-2) (2008)
ИМПЛИЦИТНЫЕ ОСНОВЫ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ РЕБЕНКА: СРАВНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ И НАИВНЫХ ИСПЫТУЕМЫХ 1
В основу экспериментального исследования положена гипотеза о существовании различий между педагогами и наивными испытуемыми в имплицитных основах первого впечатления об интеллекте ребенка. Выявлено, что для педагогов, по сравнению с наивными испытуемыми, характерна большая степень интуитивной опоры на признаки поведения ребенка (т.е. большая выраженность имплицитного компонента первого впечатления), а также возрастание этой степени со временем.
Ключевые слова
межличностное восприятие; первое впечатление; имплицитное/эксплицитное знание
The present experimental research is based on a hypothesis that there is a difference between professional teachers and laypersons in the implicit foundations of their first impression on intelligence of a child. It has been revealed that a greater extent of intuitive use of the child's behavioral cues (i.e. a greater intensity of the implicit component of the first impression) characterizes the teachers as compared with the laypersons, as well as its increase with time.
Key words:
interpersonal perception; first impression; implicit and explicit knowledge
Список литературы
-
1. Белова С.С. (2005) Логические и интуитивные основания первого впечатления об интеллекте ребенка // Психология. Журнал ГУ ВШЭ, том 2, №1, с. 140-147.
-
2. Белова С.С. (2004) Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализаций // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», с. 39-62.
-
3. Леднёва С.А. (2003) Психологические особенности оценки детской одарённости педагогами: автореф. … канд. психол. наук. М.
-
4. Практический интеллект (2002) // Под ред. Стернберга, Григоренко Санкт-Петербург: Питер.
-
5. Равен Дж. (1998) Прогрессивные матрицы Равена: изменение и стабильность в зависимости от места и времени // Иностранная психология. № 10. С.58-65.
-
6. Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. (1996) Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 3: Стандартные прогрессивные матрицы: Пер. с англ. М., Когито-Центр.
-
7. Ушаков Д.В. (2004) Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН. С. 11-28.
-
8. Dienes, Z., Perner, J. (1999) A theory of implicit and explicit knowledge // Behavioural and Brain Sciences, s. 22, 735-755.
-
9. Fiske S.T. (1993) Social Cognition and Social Perception. // Annu. Rev. Psychol. 1993, Vol. 44, 155-194.
-
10. Murphy N. A., Hall J. A., Colvin C. R. (2003) Accurate intelligence assessments in social interaction: Mediators and gender effects // Journal of Personality. 71:3, June, 465-493.
-
11. Schneider D.J. (1991) Social Cognition. // Annu. Rev. Psychol. Vol. 42, 527-561.
-
12. Sherman S.J., Judd C.M., Park B. (1989) Social Cognition. // Annu. Rev. Psychol. Vol. 40, 281-326.
-
13. Swann, W. B., Jr. (1984) Quest for accuracy in person perception: A matter of pragmatics // Psychological Review, 91, 457-477.
-
14. Zebrowitz L.A., Hall J.A., Murphy N.A., Rhodes G. (2002) Looking smart and looking good: Facial cues to intelligence and their origins // Personality and Social Psychology Bulletin. 28, 238-249.