Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ: СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
В статье рассмотрены эвристические возможности системно-функционального подхода к анализу свойств личности в сфере этнопсихологических и кросс-культурных исследований. Кратко представлены системно-функциональная модель строения свойств личности, входящие в нее подсистемы, компоненты и переменные. Проанализированы результаты кросс-культурных исследований общительности, любознательности, ответственности, организованности, инициативности, уверенности, агрессивности, выполненные на основе данной модели. Отмечено, что одними из первых на основе модели были изучены этнопсихологические особенности любознательности, которые кратко рассмотрены на примере исследований Е.В. Базаркиной и С.И. Кудинова. Наиболее подробно изучены этнопсихологические особенности общительности как системно-функционального свойства личности у представителей различных народов и национальностей (коми, татар, чувашей, китайцев, латиноамериканцев и др.), которые проиллюстрированы на примере исследований Ян Бинь и О.О. Качуриной. Показано, что в кросс-культурном аспекте очень активно изучается и агрессивность как один из возможных факторов межкультурных и межэтнических конфликтов. Уточнено системно-функциональное строение агрессивности и рассмотрены ее этнопсихологические особенности, выявленные в работах А. Алиайдарай, Д.А. Дищук, М.И. Галич. Кратко представлены кросс-культурные исследования ответственности (Фалах Расми Абдул-Рахим Моххамад), уверенности (З.В. Бойко, А.В. Шептура), организованности (Али Фадел Джамила Джаффар, Туяа Орсоо). Принципиально важно, что положения системно-функционального подхода стали методологической основой не только кросс-культурных исследований отдельных свойств личности у представителей различных этнических групп, но и комплексного исследования специфики межкультурной адаптации иностранных студентов Российского университета дружбы народов из разных регионов мира. Установлено, что основные преимущества системно-функционального подхода к кросс-культурным исследованиям свойств личности заключаются не только в возможности количественного сравнения выраженности отдельных переменных, а также качественного своеобразия их соотношений в целостной структуре, но и в разработке на этой основе адресных программ развития и коррекции изучаемых свойств с учетом их этнокультурной специфики.
Ключевые слова
системно-функциональный подход; кросс-культурные и этнопсихологические исследования; общительность; любознательность; ответственность; организованность; уверенность; агрессивность; System-Functional Approach; cross-cultural studies; sociability; curiosity; res
ETHNO-PSYCHOLOGICAL AND CROSS-CULTURAL STUDIES OF PERSONALITY TRAITS: SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH
The article considers certain heuristic possibilities provided by the System-Functional Approach to the personality traits analysis in the field of ethnic and cross-cultural psychological studies. The System-Functional Model of personality traits, its sub-systems, components and variables are briefly described. The results of cross-cultural studies of sociability, curiosity, responsibility, organization, initiative, confidence and aggressiveness conducted within the System-Functional Model framework are analyzed in the article. The authors note that curiosity was the first trait the ethno-psychological features of which were studied. The results of the cross-cultural curiosity studies by E.V. Bazarkina and S.I. Kudinov are briefly described. Ethno-psychological features of sociability as a system-functional personality trait are studied most extensively among the representatives of various nations and nationalities such as Komi, Tatars, Chuvash, Chinese, Latinos and others. These studies are illustrated by research conducted by Yang Bin and O.O. Kachurina. Aggressiveness is shown to be another trait actively studied in cross-cultural studies as a possible factor of intercultural and inter-ethnic conflicts. System-functional structure of aggressiveness is further specified and its ethno-psychological characteristics are described in the works by A. Aliaydaray, D.A. Dischuk, M.I. Galich. Cross-cultural studies of responsibility (by Falah Rasmi Abdul-Rahim Mohammad), confidence (by Z.V. Boyko and A.V. Sheptura), and organization (by Ali Fadel Jamila Jaffar and Tuya Orsoo) also are briefly presented. The authors also make a crucial point that the principles of the System-Functional Approach became not only a methodological basis for cross-cultural studies of individual personality traits in different ethnic groups, but also a comprehensive study framework for the specifics of intercultural adaptation of the international students of the Peoples’ Friendship University of Russia from different regions of the world. The possibility to make not only a quantitative comparison of the values of the individual variables, as well as the qualitative uniqueness of their relations in a coherent structure, but also to design targeted programs of development and correction of the studied properties on account of their ethnic and cultural identity on the basis of the System-Functional Model is established as the main advantage of the System-Functional Approach to cross-cultural studies of personality traits.
Список литературы
-
Алиайдарай, А. Особенности агрессивности личности сербских и российских студентов [Текст] / А. Алиайдарай // Личность в межкультурном пространстве: материалы Международной конференции. Ч.III.- М.: РУДН, 2008. - С. 6-8.
-
Алиайдарай, А. Системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов [Текст] / А. Алиайдарай // Личность в межкультурном пространстве: Материалы IV Международной конференции. Ч. I. - М.: РУДН, 2009. - С.218-221.
-
Базаркина, Е.В. Национально-психологические особенности проявления любознательности учащихся: дис. … канд. психол. наук [Текст] / Е.В. Базаркина. - Новосибирск, 1999.
-
Баумштейн, Т.А. Этнопсихологические различия в структуре общительности у представителей коми и русской национальности [Текст] / Т.А. Баумштейн // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. - М., 1995. - С.53-61.
-
Бойко, З.В. Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов: дис. … канд. психол. наук [Текст] / З.В. Бойко. - М., 2009.
-
Бойко, З.В. Этнопсихологическая специфика структуры уверенности у различных групп студентов. [Текст] / З.В. Бойко, А.И. Крупнов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2009. № 1. - С. 19-24.
-
Галич, М.И. Сравнительный анализ агрессивности немецких и русских студентов [Текст] / М.И. Галич // Личность в природе и обществе: научные труды молодых ученых. Вып. 16. - М.: РУДН, 2013. - С. 10-14.
-
Джамила Джаффар, Али Фадел. Этнопсихологические особенности организованности личности у российских и йеменских школьников [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Джамила Джаффар Али Фадел. - М., 2004.
-
Дищук, Д.А. Особенности агрессивности российских и китайских студентов [Текст] / Д.А. Дищук // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Часть I. - М.: РУДН, 2010. - С. 233-236.
-
Качурина, О.О. Сравнительная характеристика общительности российских и латиноамериканских студентов [Текст] / О.О. Качурина, А.И. Крупнов, Д.А. Шляхта // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 30 (2). - С. 64-71.
-
Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств [Текст] / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2006. № 1. - С. 63-73.
-
Крупнов, А.И. Структурные особенности общительности российских и латиноамериканских студентов [Текст] / А.И. Крупнов, О.О. Качурина // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2012. № 1. - С. 36-41.
-
Кудинов С.И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности [Текст]: дис… д-ра психол. наук / С.И.Кудинов. - Новосибирск, 1999.
-
Кудинов, С.И. Психологическая характеристика общительности народностей Среднего Поволжья (на примере татар и чувашей) [Текст] / С.И. Кудинов, С.Ю. Николаева // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 1. - С. 23-29.
-
Кудинов, С.И. Психологический анализ общительности как условия самореализации представителей различных национальностей [Текст] / С.И. Кудинов, К.Ю. Вдовина, С.C. Кудинов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 4. - С. 17-25.
-
Новикова, И.А. К проблеме сравнительного исследования черт характера [Текст] / И.А. Новикова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2006. № 1. - С. 83-92.
-
Орсоо, Т. Этнопсихологическая специфика организованности арабских и монгольских студентов [Текст] / Т. Орсоо // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2012. - №3. - С. 113-120.
-
Орсоо, Т. Психологические особенности организованности личности арабских и монгольских студентов [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Т. Орсоо - М.: РУДН, 2015.
-
Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / Научн. ред. А.И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. - М.: РУДН, 2014. - 512 p.
-
Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология [Текст] / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
-
Тимофейчева, В.А. Качественные особенности психологической структуры ответственности у африканских и латиноамериканских студентов [Текст] / В.А. Тимофейчева // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 1. - С. 31-35.
-
Фаллах Расми, Абдул-Рахим Моххамад. Этнопсихологические особенности ответственности у арабских и российских студентов [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Абдул-Рахим Моххамад Фаллах Расми - М., 1997.
-
Чеботарева, Е.Ю. Целостно-функциональный подход к исследованию межкультурной адаптации [Текст] / Е.Ю. Чеботарева // Системные исследования свойств личности: К 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография. - М.: РУДН, 2014. - С. 112-149.
-
Шептура, А.В. Соотношение уверенности и адаптивности у китайских студентов [Текст] / А.В. Шептура, А.И. Крупнов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 2. - С. 24-28.
-
Шептура, А.В. Психологические особенности уверенности и адаптивности иностранных студентов [Текст]: дис. ... канд. психол. наук [Текст] / А.В. Шептура М.: РУДН, 2016.
-
Ян, Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Ян Бинь. - М., 2004.
-
Яцян, Линь. Сравнительная характеристика инициативности у российских и китайских студентов [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Линь Яцян - М., 2005.
-
McCrae, R.R., Allik, J. (Eds.) (2002), The Five-Factor Model of Personality Across Cultures. New York: Kluwer Academic Publisher.
-
Vorobyeva, A.A. (2011), The Five-Factor Model: General overview. Bulletin of Peoples' Friendship University. Series “Psychology and Pedagogy”, № 4, pp. 80-85.