Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
СВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА С ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)
Цель исследования: изучить особенности невербального интеллекта и уровень тревожности детей из приемных семей в зависимости от времени попадания в приемную семью, времени пребывания в приемной семье, времени пребывания в родной семье, времени пребывания в предыдущей приемной семье и времени пребывания в детском доме. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 10-11 лет, из них 20 детей из замещающих семей (опекаемые и приемные семьи) и 20 детей из кровных семей. Исследование проводилось в одном из районов Республики Хакасия. Были использованы следующие методики: «Цветные прогрессивные матрицы (ЦПМ) Дж. Равена» и «Шкала явной тревожности для детей (СМАS)» (адаптированная А.М. Прихожан). Была подсчитана средняя оценка по основным предметам за первую четверть, чтобы оценить успеваемость испытуемых. Кроме того, в разговоре с опекунами и приемными родителями были получены следующие сведения: время пребывания в детском доме, пребывание в другой приемной или опекунской семье, длительность пребывания в приёмной или опекунской семье, а также уровень здоровья детей (по субъективным оценкам опекунов и приемных родителей). Были проведены качественный, корреляционный, регрессионный и факторный анализы. Обнаружено, что любое время пребывания в детском доме отражается на уровне общего и невербального интеллекта ребенка, снижая его. Вторичный отказ от ребенка и смена замещающих семей также снижают уровень общего и невербального интеллекта, но в меньшей мере, чем попадание в детский дом. Чем раньше ребенок попадает в замещающую семью и чем дольше он жил в кровной семье, тем лучше он адаптируется в приемной семье. Успеваемость детей из замещающих семей не зависит от уровня общего и невербального интеллекта, но связана с уровнем здоровья: чем лучше здоровье ребенка, тем выше успеваемость.
Ключевые слова
замещающие семьи; приемные дети; интеллект; тревожность; здоровье; foster families; foster children; intellect; anxiety; health
THE RELATIONSHIP OF THE CHILD’S INTELLECT WITH THE DURATION OF STAYING AT AN ORPHANAGE (ON THE EXAMPLE OF FOSTER FAMILIES OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA)
The purpose of the research was to study the features of non-verbal intelligence and the level of anxiety of children from foster families depending on the time of entering into the foster care, the time spent in a foster family, the time spent in the family of biological parents, the time spent in the previous foster family and the time spent in an orphanage. The study involved 40 children aged 10-11 years, 20 of them were from foster families (ward and foster families) and 20 children from families with biological parents. The study was conducted in one district of the Republic of Khakassia. Raven Progressive Matrices and Scale of explicit anxiety (SMAS) were used. The average marks of the school subjects were calculated to assess the academic achievement of the subjects. In addition, in the conversation with tutors and foster parents there was received the following information: the time of staying in the orphanage, in another foster or ward family, the duration of staying in a foster or ward family, as well as the level of children's health (according to subjective assessment of tutors and foster parents). Qualitative, correlation, regression and factor analyses were made. It was found that any time spent in an orphanage affects the level of General and nonverbal intelligence of a child, reducing its level. The second time of refusing the child and changing foster families also reduces the level of General and nonverbal intelligence, but to a lesser degree than getting into the orphanage. The earlier the child enters a foster family and the longer he (she) lives in the biological family, the better he (she) will adapt to a foster family. The academic achievements of children from foster families do not depend on the level of General and nonverbal intelligence, but are related to the level of health: the better the health of the child, the higher the academic achievements.
Список литературы
-
Запорожец, Л.А. Лонгитюдное исследование особенностей долгосрочного фостеринга [Текст] // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 3. - С. 94-102.
-
Махнач, А.В. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители [Текст]: практическое руководство / А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Изд-во ИПРАН, 2013. - 219 с.
-
Николаева, Е.И. Теоретический анализ и экспериментальное решение проблемы отказа от детей-сирот в приемных семьях [Электронный ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2014. - Т.7, №4.- http://tepjournal.com/ru/soderzhanie/2014/tom-7-4/09 (эл).
-
Николаева, Е.И. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях [Текст] / Е.И. Николаева, О.Г. Япарова // Вопросы психологии. - 2007. - №.6. - С. 37-43.
-
Николаева, Е.И. Ребенок свой и чужой. Ребенок в родной и приемной семье: проблемы и их решение [Текст] / Е.И. Николаева, О.Г. Япарова. - М.: ООО «ЭЛПИС», 2013. - 286 с.
-
Николаева, Е.И. Психологические и психофизиологические особенности детей и родителей в замещающих семьях как предикторы отказа от приемного ребенка [Текст]: 16 гл. в коллективной монографии «Проблема сиротства в современной России: психологический аспект» / Е.И. Николаева, О.Г. Япарова, Ю.Б. Мелешова; отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - С.478-499.
-
Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
-
Прогрессивные матрицы Равена [Текст]: методические рекомендации; сост. и общая редакция О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. - Ижевск: Удмуртский университет, 2011. - 70 с.
-
Gunnar M.R., Quevedo K. The Neurobiology of Stress and Development // Annu. Rev. Psychol. - 2007. - V. 58. - P. 145-173.6.
-
Van Ijzendoorn M.H., Bakermans-Kranenberg M.J., Juffer F. Plasticity of growth in height, weight, and head circumference: meta-analytic evidence of massive catch-up after international adoption // J. Dev. Behav. Pediatr. - 2007. - V. 28. - P. 334-343.