Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Статья посвящена исследованию психолого-педагогических условий формирования психологической компетентности учителя современной школы. В работе представлено авторское понимание психологической компетентности учителя как интегрального качества субъекта профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающего успешность и результативность решения задач психологического сопровождения педагогической деятельности, психологической деятельности учителя. В данном аспекте психологическая компетентность - целостный конструкт, система взаимосвязанных фрагментов: знаний, умений, внутренней позиции личности, свойств и отношений личности, особенностей когнитивных процессов. В работе представлены результаты эмпирического исследования содержательных и динамических характеристик психологической компетентности учителя, проведенного в рамках гранта РГНФ (№ 15-06-10975). По итогам исследования формулируются выводы, касающиеся психологических особенностей проявления психологической компетентности учителей московских школ. Психологическая компетентность в своем анамнезе имеет явную личностную обусловленность и дифференцированность. Существуют разные типы учителей, у которых она проявляется по-разному, а значит, и пути, и средства ее формирования будут разными. Психологическая компетентность представляется нецелостным, стихийно формируемым психическим явлением, не интегрированным в деятельность педагога. Психологические знания не интериоризированы и не становятся ни частью педагогического опыта, ни частью профессиональной позиции, профессионального мировоззрения педагога. Учителя не видят в психологических знаниях ресурса для достижения своих результатов, совершенствования деятельности, профессионального развития. Однако очевидно, что психологическая компетентность обеспечивает учителю удовлетворенность профессиональной деятельностью. Среднестатистический учитель не воспринимает и не оценивает психологические знания как значимые для достижения образовательных целей, не использует техники и технологии психологии в образовательном процессе. Сформулированные в результате проведенной работы выводы позволяют обозначить направления психолого-педагогической работы по формированию психологической компетентности учителя в условиях повышения квалификации.
Ключевые слова
психология учителя; психологическая компетентность учителя; осведомленность; достижение; познание; аффилиация; доминирование; образование; обучение; teacher’s psychology; psychological competence of teachers; awareness; achievement; knowledge; affiliation; domina
CONTENT AND DYNAMIC CHARACTERISTICS OF THE PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE MODERN TEACHER
The article studies the psychological and pedagogical conditions of the formation of the psychological competence of the modern school teacher. In this work the author presents his/her understanding of the psychological competence of teachers as an integral quality of the subject of professional and educational activities, ensuring the success and effectiveness of solving problems of the psychological support of educational activities, psychological activity of the teacher. In this aspect the psychological competence is a holistic construct, a system of interconnected pieces: knowledge, skills, internal position of the person, properties and relations of personality, features of cognitive processes. The article presents the results of empirical research of content and dynamic characteristics of the psychological competence of the teacher conducted within the grant RGNF (№ 15-06-10975). According to the results of the study conclusions concerning the psychological characteristics are formulated. They concern psychological peculiarities of the manifestation of the psychological competence of teachers of Moscow schools. The psychological competence in its history has a clear personal conditionality and differentiation. There are different types of teachers, among which it manifests itself in different ways, and hence the ways and means of its formation will be different. The psychological competence is presented as non-integral, random psychic phenomenon which is not integrated in the activities of the teacher. Psychological knowledge is not interiorized and does not become part of any teaching experience or a part of the professional position of the teacher or the world. Teachers do not see in psychological knowledge resources to achieve their results and improve the performance and professional development. However, on the other hand, the psychological competence of the teacher is to provide the satisfaction of professional activity. The average teacher does not see and does not evaluate psychological knowledge as significant for achieving educational goals, does not use technics and technology of psychology in the educational process. Conclusions, formulated as a result of the work, allow us to indicate areas of psycho-pedagogical work on the formation of the psychological competence of teachers under conditions of advanced training.
Список литературы
-
Григорович, Л.А. Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности учителя. Результаты эмпирического исследования [Электронный ресурс] / Л.А. Григорович, О.Н. Чернова, М.В. Гришечкина, О.А. Билибина // Международный журнал экспериментального образования.-2015. - № 12. - 4. - С. 508-511; Режим доступа: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9191 (дата обращения: 25.04.2016).
-
Григорович, Л.А. Профессиональная компетентность современного педагога [Текст] / Л.А. Григорович // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - М., 2015. - С.176
-
Григорович, Л.А. Психологическая компетентность педагога как составляющая его профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Л.А. Григорович, М.В. Гречишкина // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2016. - №1. - С. 103-109
-
Чернова, О.Н. Вопросы формирования психологической компетентности учителя. Электронный научный журнал «Apriori. Серия: Гуманитарные науки». - 2015. - №5 - С.14 [Электронный ресурс] / О.Н. Чернова. Режим доступа: http://apriori-journal.ru/seria1/5-2015/Chernova.pdf (дата обращения: 06.09.2015)
-
Чернова, О.Н. Проблемы формирования психологической компетентности учителя [Текст] / О.Н. Чернова // Наука и бизнес: пути развития. - 2015. - №5. - С.25
-
Чернова, О.Н. Педагогическая деятельность в контексте международной системы оценки качества образования [Текст] / О.Н. Чернова // Человек и культура. - 2015. - № 2. - С. 1-20.
-
Чернова, О.Н Система школьного образования и оценка качества образования в Финляндии [Текст] / О.Н. Чернова // Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции; под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. - М.: Московский университет им. С.Ю. Витте (Москва), 2015.