Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена проблеме влияния образовательной среды вуза на формирование профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, в частности на формирование навыков общения в ходе обучения в вузе . Авторы статьи отмечают, что общение - это центральная проблема педагогики, оно является необходимым условием формирования и развития личности будущего учителя. Дано несколько определений понятию «общение». Рассматриваются основные функции педагогического иноязычного общения. К основным функциям авторы относят следующие: информационную, воспитательную, познание людьми друг друга, организацию предметной деятельности, реализацию потребности в контакте с другим человеком, открытие человека на общение, функцию соучастия. Таким образом, педагогическое иноязычное общение авторы статьи определяют как взаимодействие педагогов с обучающимися в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам. По мнению авторов статьи, в деятельности современного учителя иностранного языка диалог должен играть ключевую роль. Поэтому на первый план выходит педагогическая деятельность диалогического типа. Освоение учителем иностранного языка диалогического типа профессиональной деятельности - проблема, актуальность которой со временем будет только возрастать. В методической литературе отражены три разных подхода к определению роли и места диалога в обучении иностранному языку. Диалог рассматривается как средство усвоения иностранного языка (языкового материала); как форма организации всего учебного процесса по иностранному языку; как один из видов речевой деятельности. Авторы статьи считают, что современная образовательная среда должна способствовать эффективному педагогическому взаимодействию, обучению культуре общения, формированию достаточно профессионального педагогического дискурса. И связано это, прежде всего, с тем, что в настоящее время образовательная среда вуза как некое условие существования образовательной системы «переживает» эпоху компетентностной трансформации всех ее компонентов, в том числе и коммуникативного.
Ключевые слова
учитель иностранного языка; образовательная среда; иноязычное педагогическое общение; диалог; educational environment; foreign language communication; dialogue
UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER
This article is about the impact of the educational environment on the formation of professional foreign language communicative competence of the future teacher of a foreign language, in particular, the formation of skills of responsible speech behavior of students during training at higher school. The authors note that communication is the central problem of pedagogy and it is a necessary condition for the formation and development of the personality. several definitions of the notion "communication" are given. Basic functions of pedagogical foreign language communication are studied. The main functions include the following: information, educational, people’s cognition of each other, the organization of subject activity, the realization of the need for contact with another person, opening the child for communication, the function of participation. Thus, pedagogical foreign language communication the authors define as the interaction of teachers with students in the process of training activities, professional in goals and objectives. According to the authors of the article in the activities of the modern foreign language teacher the dialogue should play the key role. Therefore, pedagogical activity of a dialogical kind is put in the forefront. The assimilation of the dialogical type of professional activity by the foreign language teacher is the problem the relevance of which will only increase. Methodological literature shows three different approaches to the definition of the role and place of the dialogue in teaching a foreign language. The dialogue is seen as a means of second language acquisition (language material); as a form of organization of the educational process in a foreign language; as one of the types of speech activity. The authors believe that modern educational environment should contribute to the effective pedagogical interaction, teaching the culture of communication, the formation of professional pedagogical discourse. And this is connected primarily with the fact that at present the educational environment of the university as a condition for the existence of the educational system "is experiencing" an era of competence transformation of all its components, including communication.
Список литературы
-
Данилова, Л.Ю. Формирование поликультурной компетентности студента [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Ю. Данилова. - Оренбург, 2007. - 24 с.
-
Казаренков, В.И. Роль педагога в формировании у студентов опыта межкультурного взаимодействия [Текст] / В.И. Казаренков, Е.М. Рангелова, Т.Б. Казаренкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2014. - № 2. - С. 5-12.
-
Крекнин, С.В. Методика обучения экспрессивности речи на основе компенсаторных стратегий (французский язык, языковой вуз) [Текст]: дис. … канд. пед. наук. - М., 2012. - 175 с.
-
Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку [Текст]: учебное пособие / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
-
Ромашина, С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога [Текст]: учебное пособие / С.Я. Ромашина. - Барнаул. 2002. - 178 с.
-
Сороковых, Г.В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема [Текст] / Г.В. Сороковых. - Rhema, Рема. - 2013. - № 4. - С. 79- 82.
-
Тарева, Е. Г. Стажировочная площадка как платформа для обмена передовыми практиками обучения иностранным языкам [Текст] / Е.Г. Тарева, А.В. Щепилова // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 10. - С. 25-30.
-
Тематический словарь методических терминов по иностранному языку [Текст]; под ред. Т.И. Жаркова, Г.В. Сороковых. - М.: ФЛИНТА Наука. - 2014. - 320 с.
-
Чернова, Г.М. Формирование методических умений ситуативно-направленного обучения говорению [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1987 - 16 с.
-
Юсупова, Р.М.Формирование аутопедагогической компетентности бакалавра педагогического образования в инновационной среде вуза (на материале иностранного языка) [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Р.М. Юсупова. - М., 2015. - 198 с.