Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современном обществе развитие таких личностных качеств, как творчество и инициативность в сочетании с высокой образованностью и воспитанностью является определяющим в судьбе каждого человека и страны в целом. Обеспечение высокого уровня развития перечисленных качеств личности средствами культуры в аспекте гуманизации образования особенно актуально в среде глобализирующегося поликультурного и полиязычного мира. А потому чрезвычайно важно исследование интеграционных процессов в образовании на уровне языков и смыслов, заложенных в разнообразных учебных дисциплинах. Причем распаковывание или распредмечивание смыслов становится личностным живым знанием для самих обучающихся (школьника, студента, слушателя различных курсов и тренингов). Раскрытие смысла для себя, для самого обучающегося, образовательных, развивающих и воспитательных возможностей каждого учебного предмета - гарант нахождения путей их реализации с помощью выразительных средств культуры, т.е. языков, вербальных и невербальных. В этом автор статьи видит смысл эффективного культурного самоопределения в образовании и для образования на всю жизнь, составляющий основное философское и методологическое послание для педагогики как науки и педагогической практики. Культурное самоопределение как стратегическая платформа гуманитарных практик в личностно-развивающем образовании исследуется автором представленного опуса в нескольких аспектах. Прежде всего, как ведущая стратегия и тактика гуманизации полиязыкового образовательного пространства, нацеленная на реализацию системы психолого-педагогических и дидактических условий для организации процесса эффективной языковой самореализации личности в пространстве смысла и смыслов в образовании. В свою очередь, в рамках предлагаемой автором теории культурное самоопределение личности есть проявление национального самосознания и социальной самоидентичности в целях стабилизации образовательного процесса в школе, а также проявление осознанного выбора профессионального и жизненного пути непосредственных участников образования.
Ключевые слова
культурообразующая традиция; мастерство преподавателя; корпоративная культура; концептопатия; самообучение и самосохранение; гуманитарная самоорганизация; поликультурный мир; culture-formed tradition; teacher’s mastery; corporative culture; conceptopathology
CULTURAL SELF-DETERMINATION AS METHODOLOGICAL PROBLEM OF MODERN EDUCATION
The author of the article makes most of the Compact principle, which gives new ground for the balance in education, like it takes place in culture itself, and believes that the Choice & Open positive knowledge Principles are of great importance for Effective Cultural Self-realization. Self-determination in culture is interpreted as cultural individual self-determination, a limiting display of national consciousness, social identity, social and professional choice of spheres for application of personal vital forces. It is one of the productive characteristics ofhumanistic approach to polylingual educational environment for it is directly connected with preservation and reproduction of the poly-lingual culture in the process of mastering its expressive means via educational socially significant humanitarian activities. The polylingual educational environment, with a language personality in its center, actualizes the culturological sense of human knowledge, which can be developed via educational processes, and takes part in creating innovative-oriented professionals, who show their worth for language personalities in the process of harmonious polyphonic interaction within the language group. Therefore, we regard the development of a language personality in the context of the polylingual educational environment as one of the perspectives for psychological and social adaptation, and as a pledge for successful existence of each person in the changed global situation. Acting as the major component of the polylingual educational environment, one can realize the necessity to construct the educational process according to the principles of humanism. As a result of polyphony (the ambiguity and the polysemy of each element/language) of educational environment, various expressive means of individual comprehension for different essence of education are of primary importance. Individual polylingual culture, being characterized with its structural properties, connectedness and wholeness, becomes the basis for personal comprehension. The polylingual culture of the social subject is actualized through the individual thesaurus, intelligence and status. Along with these features one can reveal in the personal language his/her productivity, via his messages. Thus, if you offer your students a wide range of activities intended for students of all levels, one has to create the safest place to hide information. Why? The author of the article believes it is partly that we as teachers always try to ‘cover new ground’ and partly that our students do not want or do not know how to go about it. That is why it’s important to bear in mind the following realia - passive activities of our students in class do not mean accumulation of information in their mind.
Список литературы
-
Буланкина, Н.Е. Актуализация традиций психологического равновесия в современном поликультурном образовании [Текст] / Н.Е. Буланкина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - № 2(30). - С. 6-12.
-
Гайдес, М.А. Общая теория систем (системы и системный анализ). Динамические процессы [Текст]: монография / М.А.Гайдес. - М., 2008. - 220 с.
-
Гулов, А.П. Становление самостоятельных теорий нравственного воспитания в американской педагогике рубежа XX-XXI веков [Текст] / А.П.Гулов, И.Ф.Исаев // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016 - № 1(33). - С. 19-26.
-
Исаков, А.Н. Язык и сознание в философии Дж. Серля [Текст] / А.Н. Исаков // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. - 2014. - № 4 (6). - С.40-48.
-
Ильенков, Э.В. Школа должна учить мыслить [Текст] / Э.В. Ильенков. - М.: МОДЭК, 2009. - 112 с.
-
Карташова, В.Н. Теория культурного самоопределения младшего школьника в условиях раннего иноязычного образования [Текст]: монография / В.Н. Карташова, Е.А. Исаев. - Елец, 2012. - 99 с.
-
Комарова, Ю.А. Основы формирования научно-исследовательской компетентности специалистов средствами иностранного языка [Текст]: монография / Ю.А.Комарова. - СПб., Изд-во НП «Стратегия будущего», 2008. - 163 с.
-
Сёрль, Р. Дж. Открывая сознание заново [Текст] / Дж. Р. Серл. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.
-
Сёрль Дж. Рациональность в действии [Текст] / Дж. Р. Серл. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 336 с.
-
Синенко, В.Я. Естественнонаучные знания в аспекте гуманитарного образования [Текст]: коллективная монография / В.Я. Синенко, А.П. Кондратенко, Н.Е. Буланкина. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2016. - 316 с.
-
Соколков, Е.А. Методология культурного самоопределения формирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления [Текст]: коллективная монография / Е.А.Соколков, Н.Е.Буланкина. - М.: Университетская книга, 2011. - 232 с.
-
Теория и практика культурного самоопределения [Текст]: коллективная монография; под общей ред. Н.Е.Буланкиной. - Новосибирск: Изд-во ИПКиПРО, 2004. - 210 с.
-
Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы [Текст] / А. Шопенгауэр. - М.: ООО.: Изд-во- АСТ; Харьков: ФОЛИО, 2001. - 445 с.
-
Searle J.R. (2002), The Rediscovery of the Mind. Moscow, Ideya-Press, 256 p.
-
Searle J.R. (2004), Rationality in Action. Moscow, Progress-Traditsiya, 336 p.
-
Searle, J.R. (1983), Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge: Cambridge University Press, 278 p.
-
Searle, J. R. (1995), The Construction of Social Reality. New York: Free Press, 256 p.
-
Wittgenstein, L. (1994), Logical-Philosophical Treatise. Philosophical Works.Part 1. Moscow, Gnozis, pp. 2-73.