Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В ИННОВАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ
В статье раскрываются различные аспекты деятельности преподавателя-исследователя в современных инновационных условиях развития высшей школы, среди которых ведущее место занимает научная деятельность. Приводится авторская трактовка понятия «инновационное развитие высшего образования». Инновационные условия высшей школы требуют еще большего повышения уровня овладения обучающимися и преподавателями информационно-коммуникационными технологиями, знаниями этических и эстетических норм сетевой культуры. Отмечается, что формирование инновационной культуры преподавателей является важной задачей образовательных заведений. Сделан акцент на проблеме качества образования на современном этапе модернизации высшей школы. Автор уверен в том, что инновационные условия высшей военной школы являются результатом динамики инновационных процессов в обществе, науке, военной технике, российском образовании. Обращается внимание на то, что в военных вузах накоплен большой опыт в организации и проведении научной работы с будущими специалистами. Указывается, что научная деятельность, в которой участвуют курсанты военных вузов, позволяет им развивать активность, креативность и умение адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. На основании новых подходов в образовании (компетентностном, контекстном, аксиологическом) педагоги организуют научную деятельность курсантов. Возникает необходимость осознания эффективности дистанционного обучения, создания эмоционально-коммуникативной среды, педагогической поддержки со стороны преподавательского состава. Приводится структура научной деятельности преподавателя-исследователя, включающая в себя мотивы, цели, задачи. Отмечается, что необходимым условием эффективной научной деятельности преподавателя в его работе с курсантами является педагогическая инноватика, рассматриваемая автором как сложный процесс создания, распространения и использования педагогического новшества, что приводит к определенным качественным изменениям в научной работе с точки зрения ее эффективности и соответствия современным требованиям. Сделан вывод, что педагогическая инноватика является необходимым условием эффективной научной работы преподавателя-исследователя. Уделяется внимание интеграционным процессам в осуществлении педагогом научной деятельности, междисциплинарным связям в ее содержательном аспекте.
Ключевые слова
преподаватель-исследователь; научная деятельность; педагогическая инноватика; инновационная культура; компетентностный подход; инновационные условия; teacher-researcher; scientific activities; educational innovation; innovation culture; competence approach; i
TEACHER-RESEARCHER SCIENTIFIC ACTIVITY UNDER INNOVATION CONDITIONS
The article describes various aspects of the teacher-researcher activity under the conditions of modern innovative development of higher education, where scientific activity occupies the leading position. We present the author's interpretation of the concept of "innovative development of higher education". Innovative higher school conditions require more increase of mastering of information and communication technologies, knowledge of ethical and aesthetic standards of network culture by students and teachers. It is noted that the formation of the innovative culture of teachers is an important task of educational institutions. Emphasis is made on the issue of education quality at the current stage of higher education modernization. The author believes that the innovative conditions of higher military schools are the result of the dynamics of innovation processes in society, science, military equipment and the Russian education. The attention is drawn to the fact that at military academies there is much experience in organizing and conducting scientific research with future specialists. It is stated that scientific activity which involves students of military schools allows them to develop the activity, creativity and ability to adapt to future careers. On the basis of new approaches in education (competence, context, axiological) teachers organize scientific activities of students. There arises a need for awareness of the distance learning effectiveness, the creation of emotional and communicative environment and pedagogical support from the teaching staff. We present the structure of scientific activity concerning the teacher-researcher, including the motives, goals and objectives. It is noted that pedagogical innovation is the background for an effective scientific activity of the teacher, considered by the author as a complex process of creation, dissemination and use of educational innovation in his work with students, that leads to certain qualitative changes in the scientific work in terms of its effectiveness and compliance with modern requirements. It is concluded that the educational innovation is a background for an effective scientific activity of the teacher-researcher. The attention is paid to the integration processes in the implementation of teacher research activities, interdisciplinary connections in its substantive aspect.
Список литературы
-
Кошелева, А.О. Становление личности в инновационных условиях высшего профессионального образования: монография. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. - 102 с.
-
Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и образование, 2006. - № 1. - С. 32 - 37.