Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ЭВЕНКОВ
Авторы поднимают вопрос о сюжетно-ролевой игре как важной составляющей народной педагогики. В статье отмечаются особенности национальной сюжетно-ролевой игры с позиции психолого-педагогического подхода. Отмечено, что сюжетно-ролевая игра занимает особое место, отражая в своей структуре социальные и культурно-исторические особенности этнопедагогических знаний. Данный вид игр рассматривается авторами на примере сюжетно-ролевой игры эвенков - одного из коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Внимание к народной педагогике эвенков обусловлено уникальными особенностями системы воспитания в данной этнической группе. Отдельное внимание уделено расположению сюжетно-ролевой национальной игры в классификации народных игр Цеевой Л.Х. Согласно данной классификации сюжетно-ролевая игра выделяется в третью группу игр, которые отражают социокультурные реалии народа, в которой возникла игра. Отмечено, что сюжетно-ролевые игры эвенков позволяют вовлечь ребенка в активный процесс развития профессиональных навыков основного промысла северных народов. В качестве примера авторы приводят сюжетно-ролевую игру, которая включает в себя проекцию жизненного уклада и деятельности коренного населения Севера. По мнению авторов, сюжетно-ролевую игру можно разделить на ряд этапов, каждый из которых позволяет отразить определенные социальные навыки, необходимые для традиционного уклада жизни коренного населения. Проведя общий анализ данного вида игр, авторы приходят к выводу, что сюжетно-ролевая игра является особой формой игры в структуре народной педагогики, требующей отдельного внимания исследователей. Изучение данного вида игр позволяет изучить социокультурные реалии определенной этнической группы.
Ключевые слова
эвенки; народная сюжетно-ролевая игра; социокультурная среда; Evenk; national role-playing game; sociocultural sphere
ROLE-PLAYING GAME IN THE EVENK NATIONAL PEDAGOGY
The authors raise the question of role-playing game as an important component of folk pedagogy. The article points out the peculiarities of national role-playing game from the position of psycho-pedagogical approach. It is noted that the role-playing game has a special place, reflecting in its structure social, cultural and historical features of ethnopedagogical knowledge. This type of games is considered by the authors on the example of role-playing games of Evenks - one of the indigenous peoples of the Far East. Attention to the national pedagogy of the Evenks is due to unique characteristics of the system of education in this ethnic group. Special attention is paid to the location of role-playing games in Tseeva L.Kh. national classification of folk games. According to this classification, the role-playing game is assigned to the third group of games that reflect the sociocultural realities of the people in which the game originated. It is noted that Evenk role-playing games allow us to involve the child in an active process of skills development of the main trade of the Northern peoples. As an example, the authors point to the role-playing game that includes a projection of life and activity of the indigenous population of the North. According to the authors, role-playing games can be divided into several stages, each of which can reflect certain social skills necessary for the traditional way of life of the indigenous population. After a general analysis of this type of games, the authors come to the conclusion that the role-playing game is a special form of game in the structure of folk pedagogy which requires special attention of researchers. The study of this type of games allows us to study socio-cultural realities of a particular ethnic group.
Список литературы
-
Прокопенко, В.И., Прокопенко, В.В. Игры коренных малочисленных народов Севера Приамурья и Сахалина [Текст]: учеб. пособие / В.И. Прокопенко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. - 328 с.
-
Цеева, Л.Х. Этнопсихологопедагогический аспект адыгских игр [Текст] / Л.Х. Цеева // Концепт. - 2014. - № S11. - С.41-45.
-
Стельмах, О. Д. Народная игра как средство профилактики девиантного поведения в условиях урбанизации [Текст] / О.Д. Стельмах, В.Н. Ступина, В.А. Чернушевич // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - №3. - С.69-75.
-
Бахтеева, Л.И. Изучение динамики культуры коренных народов Севера в контексте глобализации [Текст] / Л.И. Бахтеева // Вестник ЧГАКИ. - 2008. №1 (13). - С.37-46.
-
Варламов, А.Н. Обрядовая культура народов Севера: традиции и современность [Текст] / А.Н. Варламов // Альманах современной науки и образования. - 2009. - №12-2. - С.26-29.
-
Тураев, В.А. Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [Текст] / В.А. Тураев, Р.В. Суляндзига, П.В. Суляндзига, В.Н. Бочарников. Серия: Библиотека коренных народов Севера. - 2013. - С.398-409.
-
Слепцов, Ю. А. Эвенские игры: пути поиска и применения [Текст] / Ю.А. Слепцов // Вестник ТГПУ. - 2012. - №4. - С.188-190.