Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМИ СТРАТЕГИЯМИ
В статье исследованы параметры построения модели формирования у подростков готовности к овладению жизненными стратегиями и определены основные компоненты модели. Автор анализирует исследования различных ученых, занимающихся проблемой формирования у подростков готовности к выбору жизненных стратегий. Внимание акцентируется на содержании компонентов формирования готовности подростков к овладению жизненными стратегиями. В процессе разработки модели установлена цель, определена мотивация, выявлено целеполагание, рефлексия, выравнен баланс мотивации, целеполагания и рефлексии. Автор определяет основные задачи модели формирования у подростков готовности к овладению жизненными стратегиями, выделяет принципы формирования данной модели. Содержание процесса формирования готовности подростков к овладению жизненными стратегиями осуществляется через организацию мыслительной деятельности, в основу которой была положена программа «Планирование жизненного пути». В статье обосновано мнение о том, что данная программа предназначена для помощи подросткам в планировании жизненного пути и собственного личностного развития. Необходимо учитывать основные методы при формировании у подростков готовности к овладению жизненными стратегиями: упражнение, пример, анализ и алгоритм действий, целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, эксперимент решений и анализ ситуаций. В данной модели выделены педагогические условия формирования у подростков готовности к овладению жизненными стратегиями. Основные условия: спроектированное содержание образования; готовность педагогов к овладению технологиями формирования у подростков готовности к выбору жизненных стратегий; психологическая совместимость педагогов и подростков; содержательные, постоянные, неформальные и результативные взаимосвязи учреждений дополнительного образования с семьями подростков. Предложенная модель формирования у подростков готовности к выбору жизненных стратегий на практике позволила получить положительный результат.
Ключевые слова
готовность; модель; компоненты модели; жизненная стратегия; readiness; model; model components; life strategy
THE MODEL OF The FORMATION OF teenagers’ READINESS TO MASTER LIFE STRATEGIES
The article studies the parameters of the creation of the model of the formation of teenagers’ readiness to master life strategies and defines main components of the model. The author analyzes works of various scientists who deal with the problem of the formation of teenagers’ readiness to choose life strategies. The attention is focused on the content of the components. In the course of the development of the model we establish the purpose, define the motivation, the goal-setting, the reflection, equalize the balance of the motivation, the goal-setting and the reflection. The author defines the main objectives of the model of the formation of teenagers’ readiness to master life strategies, defines the principles of the formation of this model. The content of the process of the formation of teenagers’ readiness to master life strategies takes place through the organization of cogitative activity which basis is the «Planning of a Course of Life» program. In the article the opinion that this program is intended to help teenagers plan the course of life and their own personal development is proved. It is necessary to take into account main methods when forming teenagers’ readiness to master life strategies. They are the exercise, the example, the analysis and the algorithm of actions, the goal-setting, the forecasting of the results of the activity, the experiment of the decision and the analysis of the situation. In this model pedagogical conditions of the formation of teenagers’ readiness to master life strategies are defined. The main conditions are the designed content of education; readiness of teachers to master technologies of the formation of teenagers’ readiness to choose life strategies; psychological compatibility of teachers and teenagers; substantial, constant, informal and productive interrelations of institutions of additional education with families of teenagers. The offered model of the formation of teenagers’ readiness to choose life strategies in practice allowed us to obtain a positive result.
Список литературы
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 года № 1662-Р [Текст].
-
http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_171774/ Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс].
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст].