Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
СОДЕРЖАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЮРИСТА В СФЕРЕ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
В статье рассматривается вопрос иноязычной подготовки будущего юриста в сфере морского и речного транспорта к международной профессиональной деятельности в контексте межкультурного подхода. В частности, автор анализирует содержание межкультурной компетенции юриста заданного профиля. В исследовании автор отмечает многокомпонентный состав компетенции, что обусловлено комплексным характером способности к осуществлению профессиональной деятельности на иностранном языке. В содержание рассматриваемой компетенции автор предлагает включить четыре компонента: коммуникативный, общекультурный, профессиональный и психологический. Коммуникативный компонент означает способность будущего юриста к иноязычному межкультурному общению на основе языковых и речевых знаний, навыков и умений как на иностранном, так и родном языках. Общекультурный компонент отражает общую культуру социума и правовую субкультуру. Профессиональный компонент базируется на профессионально-предметных знаниях на родном и иностранном языках. Психологический компонент включает мотивационный аспект межкультурного взаимодействия, профессионально значимые качества и способности личности, а также коммуникативно-поведенческие стратегии участников межкультурного общения. Содержательный анализ компетенции показывает, что предложенные компоненты способствуют реализации требований государственного стандарта по овладению общекультурными и профессиональными компетенциями в процессе иноязычной подготовки юристов-бакалавров. Автор приводит перечень формируемых компетенций ФГОС. Новизна представленного содержания межкультурной компетенции юриста в сфере морского и речного транспорта заключается в его описании в рамках компетентностного подхода. Отмечается возможность практического использования содержательной характеристики компетенции в оценивании уровня владения иностранным языком студентов бакалавриата.
Ключевые слова
межкультурная компетенция; содержание; компонент; иноязычная подготовка бакалавров; юрист в сфере морского и речного транспорта; профессиональная деятельность юриста; intercultural competence; component; content; bachelors’ foreign language training; a lawye
THE CONTENT OF THE INTERCULTURAL COMPETENCE OF A LAWYER IN THE MARINE AND RIVER TRANSPORT SPHERE
The article considers the issue of the foreign language training of a future lawyer in the sphere of marine and river transport for international professional activity in the intercultural context. In particular the author analyses the content of the intercultural competence of the lawyer of the given profile. In the research the author notes the multicomponent composition of the competence due to the complexity of the ability to carry out the professional activity in a foreign language. The author suggests including the following four components in the competence content: communicative, general cultural, professional and psychological competences. The communicative component means the lawyer’s ability for intercultural communication on the basis of language and speech knowledge, habits and skills. The general cultural component reflects general culture of the society and law subculture. The professional component is based on professional knowledge acquired in native and foreign languages. The psychological component includes the motivation aspect of the cross-cultural interaction; professionally meaningful personality traits and abilities and also communicative and behavioural strategies of partners. The content analysis of the competence demonstrates that the components contribute to the realization of federal standards requirements. The author gives a list of competences being formed. The novelty of the presented content of lawyer’s competencelies in its description within the competence approach. The author notes the possibility to use the competence content characteristic for assessing the bachelors’ language skills.
Список литературы
-
Герасимова, И.Г. Формирование межкультурной компетенции студентов геологических специальностей в процессе обучения профессиональному общению на английском языке [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / И.Г. Герасимова. - СПб., 2010. - 21 с.
-
Глумова, Е.П. Проблема регионализации содержания иноязычной подготовки обучающихся [Текст] / Е.П. Глумова // Педагогическое образование в России. - №6. - 2015. - С. 37-42.
-
Гусева, Л.В. Профессионально ориентированные ситуации иноязычного общения как средство развития межкультурной компетенции бакалавров [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Л.В. Гусева. - Н. Новгород, 2015. - 188 с.
-
Елизарова, Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Г.В. Елизарова. - СПб., 2001. - 38 с.
-
Киктева, К.С. Методика формирования иноязычных межкультурных умений письменной речи юристов: неязыковой вуз, английский язык [Текст]: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / К.С. Киктева. - М., 2009. - 263 с.
-
Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (Правительство РФ Распоряжение от 29 декабря 2014 г. N 2765-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http: // Минобрнауки.рф / documents/ 4952
-
Плужник, И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / И.Л. Плужник. - Тюмень, 2003. - 335 с.
-
ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Бакалавр») от 4 мая 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL http://www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/030900b.doc
-
Яроцкая, Л.В. Лингводидактические основы интернационализации профессиональной подготовки специалиста (иностранный язык, неязыковой вуз) [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Л.В. Яроцкая. - М., 2013. - 43 с.