Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНФОРМАТИКА-ЭКОНОМИСТА В ВУЗЕ
Позиция ученых-педагогов, опыт педагогов, опыт образовательной практики убеждают: профессионально-педагогический процесс не может быть сосредоточен только в классе, аудитории, он происходит в окружающей среде, в разнообразных средах и сопровождает человека на протяжении всей его жизни в ходе происходящих социокультурных изменений в стране. Педагогическая деятельность перемещается в среду. Особенно убедительно подтверждается позиция В.В. Краевского, считающего, что в педагогической науке специальным объектом анализа становится только то, что включено в педагогическую деятельность. Среда объективно и естественным образом включена в педагогическую деятельность. Культурно-образовательная среда провинции рассматривается как часть социокультурной среды и представляет собой возможности, выявленные в виде совокупности условий формирования управленческой компетентности будущего информатика-экономиста в вузе (социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических). Культурно-образовательная среда провинции, в которой студент, будущий информатик-экономист, осуществляет свою жизнедеятельность, представлена тремя измерениями: «Елецко-Ливенская историко-культурная провинция России» - мегасреда; культурно-образовательная среда города Ельца выделена как макросреда; микросредой обозначена культурно-образовательная среда Елецкого филиала АНО ВО «Российский новый университет». Выявление, обоснование совокупности условий формирования управленческой компетентности будущих информатиков-экономистов в трех измерениях культурно-образовательной среды провинции - мегаизмерение (регион), макроизмерение (город), микроизмерение (вуз) - осуществлялось по результатам анализа массива научно-исследовательских работ в области педагогики и психологии высшей школы, теории управления, апробирование - в ходе выполнения опытно-экспериментальной работы. Совокупность условий способствует формированию управленческой компетентности будущего информатика-экономиста в вузе с положительной динамикой результатов проведения процесса формирования.
Ключевые слова
управленческая компетентность; информатик-экономист; культурно-образовательная среда провинции; социально-педагогические условия; психолого-педагогические условия; организационно-педагогические условия; management competence; information scientist and eco
THE TOTALITY OF THE CONDITIONS OF THE FORMATION OF MANAGEMENT COMPETENCE OF THE FUTURE INFORMATION SCIENTIST AND ECONOMIST AT HIGHER SCHOOL
The position of teachers-scientists, the experience of teachers, the experience of educational practice convince that professional-pedagogical process cannot be concentrated only within a classroom, a lecture hall. It happens in the environment, in a variety of environments and accompanies the person throughout his life, as a result of ongoing socio-cultural changes in the country. Pedagogical activity moves to social environment. Especially the position of V.V. Kraevski is confirmed here. He believes that only what is included in the teaching practice can become a special object of analysis in pedagogical science. The environment objectively and naturally is included in the teaching practice. Cultural and educational environment of the province is considered as a part of the socio-cultural environment and represents opportunities identified as a set of conditions for the formation of managerial competence of the future information scientist and economist at higher school (socio-educational, psychological and pedagogical, organizational and pedagogical competences). Cultural and educational environment of the province in which the student, a future information scientist and economist, lives, consists of three dimensions: "Yelets-Linvy historical and cultural province of Russia" - megaenvironment; cultural and educational environment of Yelets is singled out as the macroenvironment, cultural and educational environment of Yelets branch of Russian New University is marked as the microenvironment. The identification, the explanation of the set of conditions of the formation of management competence of the future information scientist and economist in three dimensions of cultural and educational environment of the province - the mega-dimension (region), macro-dimension (town), micro-dimension (higher school), was carried out on the analysis of an array of research works in pedagogy and psychology of higher education, management theory, testing - during the experimental work. The set of conditions contributes to the formation of management competence of the future information scientist and economist at higher school with the positive dynamics of the results of the formation process.
Список литературы
-
Попова, Н.Г. Условия саморазвития студента СПО в контексте культурно-образовательной среды [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. - Сентябрь 2012, ART 1860. - CПб., 2012 г. - Режим доступа: URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1860.htm. - Гос.рег. 0421200031. [дата обращения 25.03.2016]
-
Белозерцев, Е.П. Ливны-Елец: культурно-образовательная среда как объект охраны структуры Национального парка Российской Федерации «Елецко-Ливенская провинция срединной России»: материалы альманаха «На берегах быстрой Сосны» [Текст] / Е.П. Белозерцев, В.В. Сороковых. - Ливны, 2007. - 174 с.
-
Белов, В.И. Лад. Очерки о народной эстетике [Текст] / В.И. Белов. - М., 1989. - С.4.
-
Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.