Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
СИТУАТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ
В статье речь идет о целесообразности организации речевого материала при обучении иноязычному говорению студентов неязыкового профиля по ситуативно-тематическому принципу. Целью обучения иноязычному говорению является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы студентам использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения и на уровне делового/профессионального общения, в том числе и в формате «smalltalk». Адекватным методом для достижения цели обучения говорению является коммуникативный метод. Среди принципов коммуникативного метода выделим ситуативность. В учебном процессе невозможно провести учащегося через все реально существующие ситуации общения, и поэтому речевые умения должны развиваться на основе упражнений в условных учебных речевых ситуациях, моделирующих реальное речевое общение. Коммуникативные ситуации можно объединить в группы по принципу схожести. Для студентов, будущих бакалавров экономики, важными являются следующие внешние характеристики ситуаций использования языка в профессиональной сфере коммуникации: место (офисы, фирмы, предприятия, банки); участники общения (работодатели, сотрудники, менеджеры, клиенты); события (встречи, собеседования, переговоры); действия (работа в офисе, маркетинг, ведение бизнеса); тексты (деловая переписка, рекламные проспекты). Ситуативная направленность обучения позволяет создать правильную ориентированность на активное речевое взаимодействие, что является главным условием успешного овладения иноязычной речью. Систематическая работа студентов с речевыми ситуациями позволит им вести условно неподготовленную беседу на иностранном языке; они получат возможность увидеть результаты своего учебного труда и осознать практический смысл приобретенных ими речевых иноязычных умений и навыков.
Ключевые слова
обучение говорению; ситуативность; ситуация; речевая ситуация; речевое общение; сфера устного общения; диалогическая и монологическая речь; smalltalk; teaching of speaking; contextuality; situation; speech situation; verbal communication; sphere of oral communi
SITUATIONAL AND THEMATIC ORGANIZATION OF THE SPEECH TRAINING MATERIAL FOR TEACHING FOREIGN-LANGUAGE SPEAKING TO THE FUTURE BACHELORS OF ECONOMICS
The article focuses on the expediency of verbal material arrangement for the process of teaching students of non-linguistic specialization how to speak foreign languages according to the situational and thematic principle. The objective of teaching students to speak foreign languages is to develop speaking skills that would allow the students to use the language in out-of-class verbal communication, both at the level of generally accepted everyday communication and in the course of business/professional communication, including the context of “small talk”. A communicative method is an effective way to achieve the goal of teaching. It is necessary to point out contextuality among the principles of the communicative method. It is impossible to lead a student through all potentially existing situations of the language in the process of teaching, and therefore speaking skills must be developed on the basis of conventional training speech exercises reproducing real speech communication. We can unite communicative situations in some groups according to the principle of similarity. The most important external characteristics of using a language in the professional sphere of communication for future bachelors of economics are the following: the place (offices, firms, enterprises, banks); participants of communication (employers, employees, managers, clients); events (appointments, interviews, negotiations); activities (work at the office, marketing, running business); texts (business correspondence, advertising leaflets). The situational directivity of teaching allows us to create a proper orientation to active verbal interaction that is the main condition of successful mastering of speaking foreign languages. The systematic work of the students in speech situations will allow them to have a conventional and unprepared talk in a foreign language; it will give them an opportunity to see the results of their studies and realize the common sense of the speaking skills acquired by them.
Список литературы
-
Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст] / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1977. - С. 278.
-
Вайсбург, М.Л. Ситуативная роль как методическое понятие [Текст] / М.Л. Вайсбурд, М.А. Ариан // Иностранные языки в школе. - 1984. - №5. - С. 23.
-
Мильруд, Р.П. Речевая ситуация как методический прием обучения [Teкст] / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1982. - №1. - С. 38-42.
-
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. - Департамент по языковой политике [Текст]. - Страсбург, 2001. - 256 с.
-
Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 286 с.
-
Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.
-
Krupnov, A.I., Kozhukhova, Yu.V. (2012), Personality Traits and Success in Foreign Language Acquisition. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika. № 1, pp. 107-111.