Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
ДИНАМИКАРАЗВИТИЯПРОФЕССИОНАЛЬНОЗНАЧИМЫХЦЕННОСТЕЙПЕДАГОГАВСИСТЕМЕПОВЫШЕНИЯКВАЛИФИКАЦИИ
В статье исследуются процессы развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации через проектирование траектории ценностно-смыслового повышения квалификации педагогических работников. Рассматриваются результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента развития профессионально значимых ценностей педагога. Описывается последовательность проведения диагностики развития профессионально значимых ценностей педагога через проектирование траектории ценностно-смыслового повышения квалификации педагогических работников. Определены этапы диагностики: постановка и уточнение проблемы исследования; выбор диагностического инструментария; сбор материала; обработка данных; интерпретация результатов и выработка рекомендаций. В деятельности института развития образования диагностика охватывает множество решаемых задач: необходимость и потребность потенциальных слушателей в повышении квалификации; прогнозирование результатов работы на основе планирования (долгосрочного, среднесрочного, краткосрочного); оказание методической консультационной помощи в преодолении ошибок и профессиональных затруднений слушателей курсов повышения квалификации; обеспечение непрерывности профессионального образования педагогов и руководителей образовательных организаций; совершенствование педагогического мастерства; становление педагога как субъекта профессиональной деятельности и другие. Результаты начальной, промежуточной и итоговой диагностики демонстрируют высокую эффективность экспериментальной работы. Внесены коррективы в проектирование траектории ценностно-смыслового повышения квалификации. Деятельность образовательных организаций должна соответствовать вызовам современного постиндустриального общества, на что нацелены все усилия по реформированию и модернизации дополнительного профессионального образования согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». В процессе реформирования важно опираться на адекватную траекторию ценностно-смыслового повышения квалификации педагогических работников. В противном случае можно не получить нового качества образования.
Ключевые слова
профессиональная деятельность; ценностно-смысловые ориентации; смысложизненные ориентации; самоактуализация; диагностика; эффективность развития; экспериментальная работа; professional activity; value and meaningful orientation; life orientation; self-actual
THE DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUES OF THE TEACHER IN THE ADVANCED TRAINING SYSTEM
The article examines the process of the development of professionally significant values of the teacher in the advanced training system through the design of the value and meaningful trajectory of professional development of pedagogical workers. It discusses the results of ascertaining and forming stages of the experiment of the development of professionally significant values of the teacher. It describes the sequence of diagnostics of the development of professionally significant values of the teacher through the design of the trajectory of value and meaningful professional development of pedagogical workers. The stages of the diagnosis are the raising and clarification of research problems; the selection of diagnostic tools; data collection; data processing; the interpretation of results and the formulation of recommendations. In the activities of the Institute of Education Development the diagnostics encompasses a variety of tasks: the need and the demand from potential learners in professional development; forecasting of results-based planning (long, medium, short); providing methodological help in overcoming mistakes and professional difficulties of trainees of advanced training courses; the provision of continuous professional education of teachers and heads of educational institutions; the improvement of teaching skills; the formation of the teacher as a subject of professional activity, etc. The results of the initial, intermediate and final diagnosis demonstrate high efficiency of experimental work. There were made adjustments to the design of the trajectory of value and meaningful advanced training. The activities of educational institutions must meet the challenges of the modern post-industrial society. That is the aim of all efforts of the reformation and modernization of additional professional education in accordance with the Federal law “On Education in the Russian Federation”. In the reform process it is important to rely on an adequate trajectory of value and meaningful professional development of pedagogical workers. Otherwise, you may not get new quality of education.
Список литературы
-
Лапина, Е.В. Реализация ценностно-смыслового повышения квалификации педагогов [Текст]: монография / Е.В. Лапина, Л.А. Обухова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. - 130 с.
-
Педагогические технологии формирования профессиональных компетенций работников образования в системе повышения квалификации [Текст]; под общ. ред. С.Ф. Хлебуновой, В.Г. Гульчевской. - Ростов н/Д.: АПСН СКНЦ ВШ, 2006. - 320 с.