Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
О ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
В статье рассматривается актуальность разработки технологии социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях. На основе анализа содержания понятий «технология», «педагогическая ситуация», «образовательная ситуация» формулируется понятие «технология социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях». Раскрываются теоретические основы исследования возможностей и особенностей социально-личностного развития детей посредством применения технологии социально-личностного развития в периоде старшего дошкольного детства в образовательных ситуациях. В статье представлены основные результаты исследования, которое позволило: раскрыть сущностные характеристики ситуаций для социально-личностного развития старших дошкольников, проанализировать их и систематизировать по типам и видам; создать и реализовать технологию использования ситуаций, характеризующуюся особенностями как её содержательной, так и инструментальной составляющих. Перечислены эти особенности: социально-обусловленное содержание ситуаций; интеграция разных типов и видов ситуаций; использование ситуаций как формы образовательной работы в ДОУ; вариативность, системность и последовательность в применении ситуаций; индивидуально-дифференцированный подход к детям при отборе и применении ситуаций разных видов; разнообразие методов и приёмов педагогического воздействия и взаимодействия; приоритетность в использовании тех или иных методов педагогического руководства ситуациями разных типов и видов. В статье приведена структура авторской модели технологии социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях, включающая цели и задачи, педагогические условия реализации технологии, компоненты социально-личностного развития детей (эмотивный, когнитивный, деятельностный), процессуальную характеристику технологии, ее этапы и учебно-методическое обеспечение, а также соответствие критериям технологичности и результаты использования. Представлено описание технологии социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях на основе структуры, разработанной Г.К. Селевко. Описание включает наименование структурных компонентов данной технологии и их краткое содержание. Также приведены количественные результаты применения технологии социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях.
Ключевые слова
технология; педагогическая ситуация; образовательная ситуация; technology; a pedagogical situation; an educational situation
ABOUT THE TECHNOLOGY OF SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OFCHILDREN OF THE LATE PRE-SCHOOL AGE IN EDUCATIONAL SITUATIONS
In article relevance of the development of the technology of social and personal development of children of the late pre-school age in educational situations is considered. On the basis of the content analysis of the concepts «technology», pedagogical situation», «educational situation» the concept «technology of social and personal development of children of the late pre-school age in educational situations» is formulated. Theoretical bases of the research of possibilities and peculiarities of children’s social and personal development by means of application of the technology of social and personal development in the period of the late pre-school childhood in educational situations are revealed. The article presents the main results of the research which has allowed: to disclose the essential characteristics of situations for social and personal development of elder preschoolers, to analyze and systematize these characteristics into types; to create and implement the technology of use of the situations, which is characterized by features both of its substantial and tool components. These features are listed: socially determined content of the situations; integration of different types of the situations; use of the situations as forms of educational work in preschool educational institution; variability, systemacy and sequence in the use of the situations; both individual and differentiated approach to children in selection and application of the situations of different types; variety of methods of the pedagogical influence and interaction; priority in use of these or those methods of the pedagogical management of the situations of different types. The article gives the structure of the author's model of the technology of social and personal development of elder preschoolers in educational situations including the purposes and tasks, pedagogical conditions of the technology application, components of social and personal development of children (emotive, cognitive and activity components), the procedural characteristic of the technology, its stages and training and methodological support, and also its compliance with the criteria of technological effectiveness and the results of use. The description of the technology of social and personal development of children of the late pre-school age in educational situations on the basis of the structure developed by G. K. Selevko is submitted here. The description includes the names of structural components of this technology and their synopsis. Quantitative results of the application of the technology of social and personal development of children of the late pre-school age are also given in educational situations.
Список литературы
-
Данилюк, А.Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - №4. - С. 55 - 63.
-
Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация младших школьников [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - №5. - С. 7.
-
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru.
-
Морева, Н.А. Технологии профессионального образования [Текст]: учебное пособие / Н.А. Морева. - М.: Академия. - 2008. - 432 с.
-
Реан, А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / А. Реан, С. Розум и др. - СПб.: 2004. - 432 с.
-
Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 192 с.
-
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: учеб. пос.: в 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с. - 1 т.
-
Семушина, А.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования / А.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с. - С. 190.
-
Сушкова, И.В. Педагогические ситуации: возможности и особенности использования в ДОУ [Текст] / И.В. Сушкова // Оптимизация начального образования в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 35-летию факультета педагогики и методики начального образования. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. - С. 275-281.
-
Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др.; рук. автор. коллектива Н.В. Федина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 303 с.
-
Успех. Совместная деятельность взрослых и детей [Текст] / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2012. - 205 с. - С. 70.
-
Федеральный институт развития образования. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Проект; под ред. Н.В. Фединой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Uspeh.pdf