Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №35 (3) (2016)
Применение дифференцированно-кинесиологического подхода на занятиях по физической подготовке в военном вузе
Статья посвящена проблеме повышения качества физической подготовки курсантов военных вузов. В условиях сложной военно-политической обстановки особенно остро стоит задача подготовки конкурентоспособных военных специалистов, обладающих развитыми физическими качествами, волей, морально-психологической устойчивостью, способностями для участия в сложных профессиональных ситуациях. Поэтому ученые-педагоги уделяют особое внимание разработке новых подходов и методик подготовки курсантов в высших военно-учебных заведениях, учитывающих объективные требования, предъявляемые к подготовке выпускников ведомствами и заказчиками. Мнения исследователей, квинтэссенция инновационных методик и подходов подвели авторов статьи к осознанию необходимости повышения качества изучения курсантами дисциплины "Физическая подготовка" на основе дифференцированно-кинесиологического подхода, применяемого преподавателями на учебных занятиях. Взаимосвязь двигательной активности на занятиях по физической подготовке и когнитивной сферы личности опосредована кинестезией и ее связью с процессами мышления и психоэмоциональным состоянием военнослужащего. При выполнении целостного движения в сознании курсанта складывается зрительный, словесный, эмоциональный, кинестетический образ двигательного действия, что является важным условием правильного формирования и изучения определенного профессионального навыка. Формируя профессиональные компетенции, преподаватель вуза нацеливает курсантов на осознанное и ответственное выполнение разноплановых задач в условиях учебно-служебной деятельности. Проанализировав опыт преподавания дисциплины "Физическая подготовка" в военных вузах и подвергнув анализу исследования педагогов, авторам статьи удалось частично описать особенности реализации дифференцированно-кинесиологического подхода к формированию профессиональных компетенций на занятиях по физической подготовке, необходимой для реализации многоуровневых и многоаспектных целей военного образования. Статья может быть полезна преподавателям высшей школы, соискателям, аспирантам и адъюнктам военных вузов. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-методических семинаров в вузах.
Ключевые слова
кинесиология; дифференцированно-кинесиологический подход; физическая подготовка; профессиональные компетенции; образовательная кинесиология; kinesiology; differentiated-kinesiological approach; physical training; professional competence; educational kinesio
THE APPLICATION OF THE DIFFERENTIATED-KINESIOLOGICAL APPROACH AT THE PHYSICAL TRAINING CLASSES AT MILITARY HIGHER SCHOOLS
The article is devoted to the problem of improving the quality of physical training of cadets of military high schools. Under the circumstances of the complicated military-political situation the problem of preparation of the competitive military specialists who have well-developed physical qualities, will, moral and psychological stability and abilities necessary for participation in complicated professional situations, is particularly urgent. Currently the teachers are paying special attention to the development of new approaches and methods of training of cadets in the military higher schools, taking into account the objective requirements to the graduates’ training from institutions and customers. Various researchers’ opinions and the quintessence of the innovative techniques and approaches have made the authors realize the necessity of improving the quality of students’ studying of such discipline as the "Physical training", based on the differentiated-kinesiological approach used by teachers at the lessons. The relation of physical activity at the physical training lessons and cognitive sphere of personality is mediated by kinesthesia and its connection with the processes of thinking and psycho-emotional state of a serviceman. While performing the movement a visual, verbal, emotional and kinesthetic image of a physical action is formed in the cadet’s mind which is an important condition for the proper formation and studying of a specific professional skill. Forming professional competence, a higher school teacher directs students to consciousness and responsibility for different tasks under the studying and serving conditions. Having analyzed the experience of teaching the subject "Physical training" at military higher schools and the teachers’ studies, the author was able to partially describe the application of the differentiated-kinesiological approach to the formation of professional competence at the physical training class necessary for the achieving the multilevel and multidimensional objectives of military education. The article can be useful for teachers of higher schools, applicants, graduate students and adjuncts of higher military schools. The article material may be used for scientific and methodological seminars in the universities.
Список литературы
-
Барчуков, И.С. Физическая культура: научные теории, концепции и модели обучения [Текст] // Инновации в образовании, 2015. - № 10. - С. 15-23.
-
Деннисон, П.И. Образовательная кинестетика для детей: базовое пособие по образовательной кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста [Текст] / П.И. Деннисон, Г.И. Деннисон; пер. с англ. - М.: Восхождение, 1998.
-
Коренберг, В.Б. Основы спортивной кинезиологии: [учеб. пособие] / В.Б. Коренберг. - М.: Советский спорт, 2005. - 232 с.
-
Кошелева, А.О. Современные научные подходы к проблеме становления профессиональной ответственности личности в условиях обучения в высшей школе [Текст] / А.О. Кошелева, Д.В. Шепетько // Казанский педагогический журнал, 2009. - № 5. - С. 19-27.
-
Обращение президента РФ Д.А. Медведева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /http://kremlin.ru/events/president/news/6946. - М., 2010.
-
Dennison P., Dennison, G. (1987), Edu-K For Kids. Edu-Kinesthetics. 362 р.
-
Ovchinnikov, Yu.D., Vytkalov, S.O. (2014), Ergonomic biomechanics in design technologies in higher educational institutions of a sports profile. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. European science reviews, № 5-6, pp. 87-90.