Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Думнова Н.И., Солдатов Д.В.. ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье приведено описание и анализ исследований, посвященных вопросу влияния иностранного языка на личность субъекта, его изучающего. Особое внимание уделено результатам исследований личности, находящейся в условиях изучения иностранного языка. Цель исследования в университете Лингнан (Гонконг, Китай) - установить, каким образом связаны личностные различия, стратегии обучения и языковая компетентность студентов. Исследователям не удалось зафиксировать четкую зависимость между типами личности, стратегией обучения и уровнем владения языком. Целью эксперимента, проведенного в университете Билкент (Анкара, Турция), было изучение того, каким образом связаны черты личности студентов (интроверсия-экстраверсия) и используемые ими стили изучения иностранного языка. Исследователи приходят к выводу, что черты личности неслучайно связаны со стилями обучения, но на школьную успеваемость это не оказывает существенного влияния. Приведены результаты исследования, проведенного среди студентов языковых и неязыковых факультетов Государственного гуманитарно-технологического университета (РФ, Московская область). Для исследования влияния изучения иностранного языка на личность были использованы: методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси), тест «Большая пятерка» (Р. Мак Крае, П. Коста, адаптирован А.Б. Хромовым, 1999), «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко) и методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). При анализе данных, полученных с использованием «Пятифакторного опросника личности» («Большая пятерка»), было установлено, что испытуемые языковой группы в сравнении с неязыковой имеют более высокие показатели в факторе «настойчивость»: они больше ценят эффективность в делах, продуктивность в работе и трудолюбие. Обобщая рассмотренные экспериментальные данные, которые не отражают существенных различий между многими особенностями личности студентов языковых и неязыковых факультетов, можно говорить, что изменения личности студентов в процессе изучения иностранного языка происходят довольно медленно, оказываются слабозаметными и проявляют себя в ограниченном круге симптомов.
The article describes and analyzes studies devoted to the influence of foreign languages on personality. Special attention is paid to the examinations of personality who learns a foreign language. The goal of the research held in Lingnan University (Hong Kong, China) was to find out how personality differences, learning strategies and language competence of students are associated. Researchers failed to record a clear link between personality types, learning strategies and the level of the foreign language proficiency. The aim of the experiment held in Bilkent University (Ankara, Turkey), was to study how personal traits of students (introversion-extraversion) are associated with learning styles. The researchers conclude that personality traits are related to the learning styles not by chance, but they have no significant effect on academic performance. The article also shows the experiment results held among students of lingual and non-lingual faculties of the State University of Humanities and Technologies (Russia, Moscow region). To study the influence of learning a foreign language on the person, there were used: the methodology of self-identity (S.A. Budassi), the test «Big Five Inventory» (R. McCrae and P. Costa, adapted by A.B. Khromov, 1999), «Method of General Communicative Tolerance Diagnostics» (V.V. Boyko) and the methodology «Value orientations» (M. Rokeach). When analyzing the data obtained with the use of the Big Five Inventory, it was found that the subjects of the lingual group, when compared to those of the non-lingual one, had higher scores of the factor «persistence»: they value efficiency in business, productivity in work and diligence more. Summarizing the stated experimental data, which do not reflect significant differences between personality traits of students of lingual and non-lingual faculties, we can say that personalities of students studying foreign languages change rather slowly, are poorly visible and these changes appear in a limited circle of symptoms.
Михайлова О.Б.. ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ИННОВАЦИОННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Развитие потенциальных способностей и возможностей личности в юношеский период является одним из важных направлений в деятельности современных психологов-практиков. Отсутствие научно обоснованного подхода к анализу становления инновационного потенциала личности и формированию принципов и методов управления его развитием позволило сформулировать цель исследования - на основе эмпирических данных разработать технологию становления и самореализации инновационного потенциала личности, способствующую внедрению системы практических основ для развития инновационных возможностей в различные периоды развития личности. Безусловно, среди многочисленных личностных качеств, характеризующих эффективность лидера, инновационность представляет одну из важных составляющих. Конструктивно мыслящие личности, способные генерировать и, самое главное, мобильно внедрять прогрессивные идеи, составляют главное достояние любого цивилизованного государства. Характерной особенностью данной статьи является интеграция психолого-педагогических подходов к анализу предпосылок основ развития инновационности личности и лидерских качеств в образовательном пространстве средней школы. В результате исследования проанализированы качественные и количественные характеристики особенностей проявления инновационности и лидерства у юношей и девушек. Интерпретация многочисленных данных позволяет утверждать, что существуют значимые различия в особенностях проявления инновационного и лидерского поведения у юношей и девушек. Результаты проведенного исследования позволят повысить эффективность психологической работы по диагностике и развитию особенностей инновационного потенциала личности в практике образовательного процесса. На основании полученных данных в статье представлены рекомендации по совершенствованию психолого-педагогических технологий сопровождения становления инновационного и лидерского поведения в средней школе с учетом гендерных особенностей развития личности учащихся.
The development of a young person’s potential capabilities is one of the important directions of the modern psychologists-experts’ activity. The absence of a scientifically motivated way of analyzing innovation potential development of a personality and the formation of principles and methods regulating its progress allowed us to formulate the aim of the research, which is to work out on the basis of empirical studies a technology of innovation potential development and self-realisation of a personality, contributing to the implementation of practical foundations of the system for the development of innovative capacity in the different periods of the development of the personality . Certainly, among many personal qualities that characterize the effectiveness of a leader, innovation is one of important components. Constructively minded individuals, capable of generating and, most importantly, introducing progressive ideas rapidly, are the main assets of any civilized State. The distinctive peculiarity of the given article is the integration of psychological and pedagogical approaches to analyzing the preconditions of basic innovation and leadership skills development in a personality in secondary school educational environment. As a result of the study we analyzed the qualitative and quantitative information about the features of innovative behavior and leadership skills manifestation in youth and girls. Interpretation of the numerous data suggests that there are significant differences in the features of innovative and leadership behavior manifestation in youth and girls. The results of the conducted research will allow us to increase the effectiveness of psychological work when diagnosing and developing the peculiarities of innovation potential in a personality during educational process. Based on the results, the article presents recommendations for the improvement of psychological-pedagogical technologies of support of innovative and leadership behavior formation at secondary school taking into account students’ gender-specific personal development features.
Япарова О.Г., Федорова М.Е.. ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ И ЧУВСТВА ЮМОРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ТЕАТРАЛЬНУЮ СТУДИЮ
Статья посвящена проблеме креативности и чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста, посещающих театральную студию. Обращается внимание на то, что креативность является ключевым фактором развития личности, поэтому активизация творческого потенциала детей является насущной задачей современного образования. В работе ставилась цель определить особенности креативности и чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста, посещающих и не посещающих театральную студию. Объектом исследования стала креативность как способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Предмет исследования - креативность и чувство юмора у детей старшего дошкольного возраста, посещающих театральную студию. Указывается, что юмор рассматривается как форма и подмножество креативности. В результате проведенного исследования были выявлены особенности креативности и чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста, посещающих театральную студию. Был сделан вывод о том, что в группе детей, посещающих театральную студию, значимо высокий уровень показателей по параметрам креативности: оригинальность, разработанность, название; статистически шире круг ситуаций, которые воспринимаются как смешные, и возможные признаки категоризации этих ситуаций, чем у детей, не посещающих театральную студию. Подчеркивается, что занятия в театральной студии положительно влияют на развитие креативности детей. Доказано, что дети, посещающие театральную студию, способны давать необычные ответы, предлагать оригинальные, нестандартные идеи, выходящие за рамки очевидного и общепринятого. Эти дети демонстрируют достоверно глубокое понимание смешного: они способны выявлять в сюжете логическое и ролевое несоответствие, сочетание несочетаемого.
The article deals with the problem of creativity and sense of humor of the preschool age children attending a theatrical studio. The attention is paid to the fact that creativity is the key factor in the development of the personality, so the activation of creative potential of children is an urgent task of modern education. The aim was to identify the characteristics of creativity and sense of humor of the preschool age children attending and not attending a theatrical studio. The object of this study is creativity as the ability to generate unusual ideas, to deviate from the traditional thinking schemes, to quickly resolve problem situations. The subject of the research is creativity and sense of humor of the preschool age children attending a theatrical studio. It is indicated, that humor is a form of creativity. The study identified characteristics of creativity and sense of humor of the preschool age children attending a theatrical studio. It was concluded that the group of children who attend drama school have a significantly higher level of performance on parameters of the creativity: originality, readiness, name; the range of situations that are perceived as funny and possible signs of categorizing these situations are statistically wider than children who do not attend the theatrical studio. It was concluded that drama lessons have a positive effect on the development of the creativity of children. It is proved that children who attend drama school аre capable of giving unordinary answers, offering original, innovative ideas beyond the obvious and conventional. These children demonstrate a significantly deeper understanding of funny: they are able to identify the logical and role mismatch in a plot.
Емельянова И.Д., Маркова С.В.. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ СОВМЕСТНОГО ПРОЖИВАНИЯ
В статье предпринята попытка проанализировать процесс коммуникативного взаимодействия приемных родителей и детей в период вхождения их в состав семьи. С этой целью дается представление о приемной семье и приемных детях. Чтобы глубже проникнуть в природу данной проблемы, авторы изучили множество трудов, сопоставили ведущие научные подходы отечественных и зарубежных ученых в исследовании роли семьи в развитии личности ребенка. В статье описывается феномен адаптации в целом и ее особенности в период вхождения приемного ребенка в замещающую семью. Авторы рассматривают теоретические представления о детско-родительских отношениях и результаты экспериментального исследования коммуникативного взаимодействия родителей и детей в приемных семьях в период адаптации. Описано влияние структурных и функциональных характеристик приемной семьи на развитие коммуникативного взаимодействия детей и родителей. Авторами разработана методика оценки коммуникативного взаимодействия родителей и детей в приемных семьях, основанная на анализе основных теоретических подходов. Даются результаты экспериментального исследования. Изучение данной проблемы позволило сделать вывод о том, что функциональные характеристики семьи являются доминирующими по отношению к структурным в развитии коммуникативного взаимодействия родителей и детей в приемных семьях. Положительное эмоциональное воздействие замещающих родителей на детей, непротиворечивость их воспитания, дружеские взаимоотношения между членами семьи, восприятие приемным ребенком своего статуса как «нужного» - вот то, что создает положительный психологический климат и способствует благоприятному течению процесса коммуникативного взаимодействия родителей и детей в приемных семьях.
The article attempts to analyze the process of communicative interaction between foster parents and children during their entry into the family. For this purpose, it gives an idea of a foster family and foster children. To go deeper into the nature of the problem under study authors analyzed many works, described several scientific approaches of domestic and foreign scientists of the study of the role of the family in the child's personality development. The authors consider the phenomenon of adaptation in general, and its peculiarities when the adopted child enters the substitute family. The article deals with theoretical concepts of parent-child relationship and the results of an experimental study of communicative interaction of parents and children in foster families in the period of adaptation. It describes the impact of structural and functional characteristics of the foster family on the development of communicative interaction between children and parents. The authors have developed a method of evaluating the communicative interaction between parents and children in foster families, based on the analysis of the main theoretical approaches. The results of experimental studies are given. On the basis of the study it is concluded that the functional characteristics of the family are dominant in relation to the structural development of communicative interaction of parents and children in a foster family. Positive emotional impact of substitute parents on children, the consistency of their upbringing, friendly relations between family members, the perception of the foster child of his status as a “needed” - that's what creates a positive psychological climate, and contributes to the favorable course of the process of communicative interaction of parents and children in foster families.
Еременко В.Д., Кашко Т.В., Остапенко В.С., Хоменко А.А.. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ УИС: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ
В статье рассматривается актуальная проблема сущности, содержания и формирования гражданственности у сотрудников пенитенциарной системы в ведомственных вузах в условиях ее реформирования на принципах гуманизма, гласности, демократии, легитимности. В статье рассматриваются нормативно-правовые акты, регламентирующие вышеназванные принципы. Наиболее важным вопросом, поднимаемым в данной работе, является отражение принципов гуманизма, гласности, демократии, легитимности в деятельности сотрудников подразделений уголовно-исполнительной системы (УИС). Статья также анализирует практику подготовки личного состава в ведомственных вузах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по формированию и развитию у курсантов гражданственности, основывающейся на принципах гуманизма, гласности, демократии, легитимности. Гражданственность в данной статье определяется в широком и узком смыслах. Гражданственность в широком смысле - это преданность Родине, патриотизм, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, корректность и уважение к государственным и общественным институтам. В узком смысле, применительно к сотрудникам и специфике УИС, - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, как граждан, существенно ограниченных в этих правах и свободах по закону, и непревышение своих полномочий при правомерном применении оружия, физической силы и специальных средств в случае, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными.
The article deals with the essence of the actual problem of the contents and the formation of citizenship of the prison system employees at departmental institutions of higher education in the conditions of its reformation on the principles of humanism, transparency, democracy, legitimacy. The article deals with governing regulations of these principles. The most important question raised in this paper is the reflection of the principles of humanism, openness, democracy and legitimacy in the work of employees of units of the penal system. The article also analyzes the practice of training personnel at the departmental universities of the Federal Penitentiary Service (FPS) in the process of the formation and development of students’ citizenship, based on the principles of humanism, transparency, democracy, legitimacy. Citizenship in this article is defined in the broad and narrow senses. Citizenship in the broadest sense - is the devotion to the motherland, patriotism, awareness of the unity of rights, freedoms and duties of a man and a citizen, respect to the state and public institutions. In the narrow sense, concerning employees and penal system specifics - is ensuring the protection of rights, freedoms and legitimate interests of convicts and persons in custody as citizens, who are significantly restricted in these rights and freedoms according to law, and not exceeding their authority by legitimate use of weapons, physical force and special means, when negotiations and persuasion have failed.
Карева Н.В., Дулепова Ю.В, Архипенко М.А.. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
В статье подчеркивается, что в новых условиях профессиональной деятельности выпускнику недостаточно одних лишь предметных знаний, необходимо быть компетентным, конкурентоспособным специалистом, чтобы реализоваться как в личностно-профессиональном, так и социальном направлении. Авторы считают, что процесс вузовского обучения должен быть направлен на формирование общекультурных компетенций (ОК), поскольку они определяют способности человека ориентироваться в общественной жизни и профессиональной сфере. Формирование общекультурных компетенций - достаточно длительный процесс, требующий не только активности со стороны преподавателя, желающего передать знания, но и активности со стороны субъекта, т.е. самого обучающегося, стремящегося получить знания. В статье отмечается, что формирование ОК занимает особое место в структуре профессиональной подготовки обучающихся и возможно лишь в том случае, если процесс обучения организуется в соответствии с такими общепедагогическими принципами обучения, как компетентностный подход, непрерывность образования, системность, гуманистический подход к образованию. В рамках преподавания иностранного языка педагогу следует принимать во внимание общеметодические принципы: коммуникативности, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, реализации личностного профессионального развития, аутентичности, интенсификации учебного процесса, проблемности. С целью формирования ОК необходимо активно включать обучающихся в различные виды деятельности, направленные на формирование личности и подготовку ее к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Большое значение в этом отношении приобретает воспитательный процесс, который является неотъемлемым элементом образовательного процесса в целом. Воспитательное воздействие на обучающегося с целью формирования общекультурных компетенций в вузе носит комплексный характер. На решение данной проблемы направлены содержание программ обучения дисциплин «Иностранный язык», «Методика преподавания», применение разнообразных форм взаимодействия преподавателя и обучающегося в аудиторной и во внеаудиторной работе. Существует целый ряд методов организации продуктивной совместной деятельности преподавателей и обучающихся, которые способствуют успешному формированию общекультурных компетенций. Исключительную важность приобретает выделение психолого-педагогических условий, которые рассматриваются авторами как целенаправленно создаваемые участниками педагогического процесса обстоятельства, обеспечивающие оптимальное использование их возможностей для успешного формирования ОК обучающихся в высшей военной школе. Выделенные авторами критерии сформированности общекультурных компетенций и их показатели носят обобщенный характер, однако они достаточно конкретны для того, чтобы оценить уровень сформированности общекультурных компетенций обучающихся на занятиях по иностранному языку в высшей школе.
The article highlights that in the new circumstances of professional activity it is not enough to grasp only subject knowledge for a graduate. You must be a competent, competitive specialist to realize oneself both in the personal-professional and the social direction. The authors believe that the process of higher education should be focused on the formation of general cultural competencies because they define the human ability to pattern its behaviour in the public life and in the professional sphere. In the article it is stressed that the formation of these competencies is of great importance in the structure of students’ vocational training. The formation of general cultural competencies is a fairly long process requiring not only activity on the part of the teacher, wishing to transfer knowledge but the activity on the part of the learner seeking knowledge. It is noted that the formation of general cultural competencies holds a special place in the structure of students’ training and it is possible only if the learning process is organized in accordance with general pedagogical principles of learning such as the competence approach, the continuity of education, the consistency, the humanistic approach to education. Within the framework of the foreign language training a teacher should take into account general methodological principles, such as: the principle of communication, of interconnected learning to the speech activity types, the realization of personal professional development, the authenticity principle, the principle of educational process intensification, the problematic principle. With the aim of forming general cultural competencies it is necessary to involve students in various activities, aimed at developing the personality and their preparation for the future independent life. In this respect the education process is of great importance as an integral element of the educational process. The educational influence on the learner with a view to create general cultural competencies at the higher education institution must be complex. The content of training programs such as «Foreign Language», «Methods of teaching», the use of various interaction forms between a teacher and a student in the classroom and in the extracurricular work are aimed at the solution of this problem. There are a number of methods of organizing productive joint activities for teachers and students that contribute to the successful formation of general cultural competencies. To emphasize psycho-pedagogical conditions is of great importance. These conditions are considered by the authors as the circumstances purposefully created by the educational process participants to ensure the optimal use of their abilities for successful formation of students’ general cultural competencies at the higher military school. The criteria of general cultural competencies development are highlighted in the article. Selected criteria and indicators are of generic character, however, theу are specific to assess the level of students’ general cultural competencies at the foreign language classes.
Меркулов П.А., Вершков А.С., Кошелева Е.А.. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ
В статье раскрывается историко-педагогический аспект подготовки инженерных кадров в России, а также основные ориентиры в обучении будущих специалистов-инженеров в современных вузах. Авторы статьи акцентируют внимание на том, что реформирование отечественного образования затронуло все направления подготовки инженеров в современных вузах, в том числе и военно-технических. Военно-инженерная наука занимает среди прочих военных наук особое место. Подготовка военных инженеров в условиях вуза нацелена в настоящее время на овладение ими профессиональными компетенциями. Подготовка инженерных кадров является самой наукоемкой из всех сфер образования. В рамках публикуемой статьи проведен краткий анализ отличительных черт научно-инженерной системы образования в странах Европы: Англии, Франции, Германии. Подчеркивается тесная связь инженерного и военного образования. Функции военных инженеров в настоящее время значительно расширились. Требуются инженеры-исследователи, организаторы работы команды, руководители творческих научно-инженерных коллективов. В связи с этим в вузах необходимо развивать способности у будущих специалистов по руководству трудовыми коллективами. Это можно обеспечить при единстве технической и гуманитарной составляющей образования, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности специалиста. Инженерная традиция в России всегда опиралась на сильное базовое математическое и естественнонаучное образование. Инженер должен иметь способности и возможности к творческому развитию своей сферы деятельности. Компетентностный подход, ставший ведущим за последние десять лет в российском высшем образовании, соответствует требованиям, предъявляемым к подготовке конкурентоспособных инженеров. Становится все более актуальной проблема формирования персональной ответственности военных инженеров. Авторы статьи рассматривают ответственность личности с позиций многогранности контекстов и педагогической всесторонности данного понятия. Инженерная деятельность требует изобретательских способностей, которые можно развить с помощью решения эвристических задач при изучении различных дисциплин. Сформированное эвристическое мышление поможет будущему специалисту выполнять свои должностные обязанности на высоком уровне. Статья может быть полезна преподавателям высшей школы, соискателям, аспирантам и адъюнктам военных вузов. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-методических семинаров в учебных заведениях.
The article reveals the historical and pedagogical aspect of training engineers in Russia, as well as the basic guidelines in the training of future engineers at modern universities. The authors pay attention to the fact that the reform of national education has affected all areas of training of engineers at modern universities, including military-technical ones. Military engineering science occupies a special place among other military Sciences. The training of military engineers at modern institutions of higher education is currently focused on the acquisition of professional competences. Training of engineers is the most knowledge-intensive of all sectors of education. In the framework of the article a short analysis is carried out on the distinctive features of scientific and engineering education system in Europe: England, France, and Germany. So the close relationship of engineering and military education is emphasized. Functions of military engineers at the present time have grown significantly. Engineers, researchers, organizers of team work, the leaders of the creative scientific and engineering teams. In this regard, universities need to develop the abilities of future specialists in human resources management. This can be achieved by the unity of technical and humanitarian component of education, which provides a high level of competitiveness of a specialist. Engineering tradition in Russia has always relied on a strong base mathematical and scientific education. The engineer must have the ability and opportunity to the creative development of its field of activity. Competence-based approach which has become a leading over the past ten years in Russian higher education meets the requirements for the training of competitive engineers. The problem of the formation of personal responsibility of military engineers is becoming more important. The authors discuss the responsibility of the individual from the standpoint of the multiplicity of contexts and pedagogical versatility of the concept. Engineering activity requires developed inventive abilities that can be developed by using the solution of heuristic tasks when studying different subjects. The generated heuristic thinking will help a future specialist to perform his duties at a high level. The article can be useful for high school teachers, applicants, graduate students, and adjuncts of the military schools. The article can be used at scientific-methodological seminars at universities.
Пузатых А.Н.. РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ: ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ
Статья посвящена анализу положения российских высших учебных заведений в ведущих международных рейтингах университетов мира. Для исследования были выбраны два самых авторитетных рейтинга - рейтинг Шанхайского университета и рейтинг «QS World University Rankings», так как они признаются большинством в мировом академическом сообществе. Обращение к международным исследованиям обусловлено тем, что за последнее время не только на высшем уровне, но и в академическом сообществе отмечается важность соответствия российского высшего образования ведущим мировым образцам. На сегодняшний день в данные рейтинги на регулярной основе в первые 300 вузов попадают только 2 отечественных университета. А в Топ-500 пробиваются одиннадцать вузов. Мы проанализировали результаты за последние несколько лет, основные критерии международных рейтингов, положение российских университетов и выделили позиции, по которым они уступают лидирующим университетам. Среди них такие направления, как интеграция в международное информационное пространство, научный индекс цитирования статей, количество статей, которые были опубликованы в престижных журналах «Nature» и «Science», наличие англоязычных версий сайтов, количество переведенных на другие языки статей. Нами были определены направления, по которым российские университеты могут улучшить свои позиции в рейтингах Шанхайского университета и «QS World University Rankings». К главным из них относятся: возвращение научно-исследовательской деятельности в вузы; повышение количества публикаций в ведущих мировых научных журналах; активное сотрудничество с коллегами из других стран; привлечение студентов к проведению прикладных исследований. Большое значение имеет и состояние веб-сайтов вузов.
The article analyzes the place of Russian institutions of higher education in the world leading universities rankings. For the study two of the most authoritative rankings: «Shanghai University ranking» and «QS World University Rankings» were selected, as they are recognized by the majority of the global academic community. The appeal to the international research is due to the fact that recently the importance of the compliance of Russian higher education with leading world standards has been admitted not only at the highest level, but also in the professional circles. Today there are only two Russian universities which are included on a regular basis among 300 universities in these rankings. In Top 500 there are eleven Russian universities. We have analyzed the results for the last several years, the basic criteria of the international rankings, the place of Russian universities, and identified positions in which Russian universities are inferior to leading universities. Among them there are such areas as integration into the international information space; index of citing articles; the number of articles published in Nature and Science journals; the presence of English versions of websites; the number of articles translated into other languages. We have identified areas in which Russian universities can improve their positions in «Shanghai University» and «QS World University Rankings». It mainly includes: the return of the research activities into universities; the increase in the number of publications in leading scientific journals; active cooperation with collegues from other countries; the involvement of students in scientific work; the state of websites also plays an important role.
Федина Н.В., Бурмыкина И.В., Лазарева М.В., Елисеев В.К., Васильева Е.М., Отт Н.Г., Косыгина Е.А., Лен А.А., Тарасенко Т.В.. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрываются основные положения интегрированного подхода к формированию профессиональной готовности педагогов к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Подчеркивается, что в современном обществе активно разрабатываются различные концепции на исходных положениях социоцентрической модели педагогической интеграции. Педоцентристкая модель остается недостаточно разработанной к настоящему времени, но, несомненно, актуальной и заявленной как стержневая в ФГОС дошкольного образования. Интегрированный подход к среднему и высшему профессиональному образованию содействует созданию широко эрудированной личности, владеющей единым мировоззрением, способной независимо группировать имеющиеся у нее знания и нетрадиционно подходить к решению разнообразных профессиональных задач, приближению подготовки к реалиям жизни. В статье раскрыты существующие в современной педагогике различные взгляды на специфику интеграции содержания образования: с точки зрения одних исследователей, интеграция предполагает только межпредметные связи, с точки зрения других, - сочетание внутрипредметных и межпредметных связей. Авторами статьи поддерживается мнение большинства исследователей, рассматривающих интеграцию как многоуровневый, качественно отличный уровень связей образовательных компонентов. Отмечено, что в методическом плане реализация интегрированного подхода к профессиональному образованию будущих педагогов дошкольного образования в системах СПО и ВО нашла отражение в попытках разработать содержание интегрированных учебных предметов для студентов дошкольного профиля в педагогическом колледже и вузе, в конструировании интегративных элективных курсов, ориентированных на освоение целостной профессиональной деятельности, а не процессов выполнения отдельных технологий или педагогических действий.
The article describes the main points of the integrated approach to the formation of professional readiness of teachers to the implementation of the Federal State Educational Standard of pre-school education. It is emphasized that at present there is an active development of various concepts based on the sociocentric model of pedagogical integration. The pedagogical-centric model remains insufficiently developed so far, but, undoubtedly, urgent and stated as crucial in FSES of pre-school education. The integrated approach to secondary and higher education contributes to the formation of a widely erudite person with a holistic worldview, which is able to organize independently his knowledge and innovative approaches to address a variety of professional tasks, to approximate the training to the realities of life. The article reveals existing in modern pedagogy different views on the specifics of the integration of the content of education: from the point of view of some researchers, integration involves only interdisciplinary connections, from the point of view of others - a combination of innersubject and interdisciplinary connections. The authors support the view of the majority of researchers, considering the integration as a multi-level, qualitatively different level of relations of educational components. It is noted that in the methodical aspect the implementation of the integrated approach to vocational training of the future teachers of pre-school education in the systems of college and higher education is reflected in the effort to develop the content of the integrated subjects for students of preschool specialization at pedagogical college and high school, in the construction of integrative elective courses focused on the development of a coherent professional activity, rather than performing individual processes or technologies of pedagogical action.
Чуйкова Ж.В., Самсонова С.Н.. ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современный этап развития отечественного образования, связанный со сменой общественных приоритетов, актуализирует проблему осмысления педагогического наследия с целью сохранения исторической преемственности поколений и обеспечения национальной самоидентификации российского общества. Одним из основных вопросов идентификации является родной язык. Развитие речи и обучение родному языку являются ядром всей системы воспитания в первые годы жизни ребенка, определяющие формирование у него умственных, нравственных и эстетических способностей. Авторы статьи в целостном виде представили историко-педагогический анализ научных и педагогических взглядов на процесс становления и развития проблемы обучения детей родному языку в отечественном образовании в период от Древней Руси до XXI века. В статье отмечается вклад отечественных языковедов, педагогов, психологов, видных общественных деятелей (Е. Славинецкого, М. Смотрицкого, Ф. Поликарпова, М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.И. Тихеевой и др.) в разработку основ методики развития речи и обучения детей родному языку. Благодаря их трудам, к середине XIX века в образовательной практике России расширяется содержание преподавания русского языка, усиливается ее практическая направленность. Именно этот период является временем рождения новой науки - методики обучения родному языку, включающей применение закономерностей развития языка и речи к процессам овладения им. Эволюция научных взглядов на процесс развития речи и обучение родному языку перестроила представления о воспитании, обучении и развитии ребенка дошкольного возраста. Результаты исследования позволяют рекомендовать использование идей, концепций систем, заимствованных из прошлого, для осмысления и дальнейшего их разностороннего использования при условии адаптации к требованиям современных образовательных программ дошкольного образования.
The current stage of development of Russian education, associated with the change of public priorities, actualizes the problem of understanding the pedagogical heritage to preserve historical continuity of generations and of ensuring the national identity of the Russian society. One of the main issues of identification is the native language. Language development and the teaching of the mother tongue is the core of the entire system of education in the early years of a child's life that determines the formation of the mental, moral and aesthetic abilities of the child. The authors of the article in an integral way presented the historical and pedagogical analysis of scientific and pedagogical views on the process of formation and development of problems of teaching children their native language in the national education in the period from Ancient Rus to the twenty-first century. The article notes the contribution of Russian linguists, educators, psychologists, prominent public figures to the development of the basics of techniques of speech development and teaching native language to children (E. Slavinskiy, M. Smotritskiy, F. Polikarpov, M.V. Lomonosov, A.H. Vostokov, I.I. Sreznevskiy, K.D. Ushinskiy, L.N. Tolstoy, I.E. Miheevova etc.). Due to their work by the middle of the nineteenth century the content of the teaching of the Russian language in the educational practice of Russia is expanding, increasing its practical orientation. This period is the time of the birth of a new science - methods of teaching native language, including the use of regularities of development of speech and language to the processes of mastering them. The evolution of scientific views on the process of language development and the teaching of the mother tongue reconstructed ideas about education, training and development of the preschool child. The results of the study allow us to recommend the use of ideas, concepts, systems, borrowed from the past for understanding and further versatile use, subject to its adaptation to the requirements of modern educational programs of preschool education.
Бакланова Т.И., Новикова Г.П., Нестеренко А.В.. ПРЕЕМСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ СИСТЕМАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлены некоторые аспекты исследования, проведенного в 2010 - 2013 гг. в рамках государственной программы г. Москвы «Столичное образование» на базе городской экспериментальной площадки «Преемственная художественно-образная система духовно-нравственного воспитания, развития и оздоровления детей в дошкольных учреждениях и начальной школе». Основная цель эксперимента состояла в разработке, апробации и внедрении современной преемственной модели воспитания личности ребенка на основе художественных образов, отражающих духовно-нравственные ценности и идеалы традиционной культуры России. Актуальность исследования обусловлена тем, что реализация задач духовно-нравственного воспитания и оздоровления детей становится в современной России национальным приоритетом. Одним из аспектов проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стала девальвация традиционных отечественных духовно-нравственных ценностей и идеалов, отход от традиций отечественной культуры, неопределенность воспитательных целей и смысложизненных ориентиров. В статье отмечено, что в практике работы многих образовательных организаций педагогически целенаправленному отбору художественно-образных компонентов содержания образования и предметной развивающей образовательной среды не уделяется должного внимания. В детских садах и школах приоритетными являются интеллектуальное развитие детей и формирование когнитивной сферы личности. Деятельность авторской городской экспериментальной площадки была направлена на преодоление данной ситуации, на то, чтобы вернуть ребенка к полноценному детству и духовно-нравственному развитию через погружение в художественно-образный мир отечественной традиционной культуры. Разработанная экспериментальная художественно-образная система основана на следующих методологических подходах: аксиологическом, этнокультурном, интегративном, арт-терапевтическом.
The article presents some aspects of research carried out in 2010-2013 as part of a state Moscow program «Metropolis education» at the experimental platform «Successive Artistic-Imagery System of Spiritual and Moral Education, Children Development and Health in Pre-School Institutions and Primary School». The main objective of the experiment was to develop, approve and introduce modern successive model of children's education based on artisticimages reflecting spiritual values and ideals of traditional Russian culture. Relevance of the research is related to a number of important social facts. The implementation of the tasks of spiritual and moral education and rehabilitation of children in modern Russia is becoming a national priority. One of the aspects of the problem of spiritual and moral education of the younger generation is the devaluation of the traditional domestic spiritual and moral values and ideals. There is a departure from the traditions of the national culture, the uncertainty of the educational goals and objectives that define the meaning of human life. There are some significant drawbacks in practice of the work of many educational institutions. Teachers do not pay enough attention to the purposeful selection of artistically-shaped components of educational content and subject developing educational environment. The employees of kindergartens and schools considered as priorities intellectual development of children, development of the cognitive sphere of personality. Activities city experimental platform was designed to overcome this situation. Teachers tried to return the child to their childhood, spiritual and moral development through immersion in the artistic and imaginative world of national traditional culture.
Воскобойникова Г.А.. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система дополнительного образования является своеобразной копилкой приемов социализации личности. Статья посвящена проблеме развития социально значимого качества личности - познавательной активности в условиях системы дополнительного образования. Цитируемые источники в настоящей статье отражают современную точку зрения на исследуемую проблему. Согласно современной концепции развития дополнительного образования, человек учится всю жизнь, т.е. накапливает различные компетенции, которые может применять в практической деятельности. Опыт социализации современные дети, по мнению автора, получают при реализации социальных проектов в условиях дополнительного образования. Социальные проекты дают широкие возможности для самореализации школьников в различных делах, приобретающих при умелом педагогическом управлении эффективную значимость для ребенка, помогают решить проблему разрыва между информированностью и реальными условиями повседневной жизни. На основе анализа научной литературы и опыта различных исследований, посвященных проблеме развития познавательной активности в условиях дополнительного образования, автором был разработан социальный проект «Книжное содружество». Он нацелен на популяризацию книг и чтения среди школьников. В статье представлен опыт реализации проекта, приведены примеры конкретных педагогических форм, являющихся результативными в процессе развития познавательной активности, которая помогает человеку понять себя, раскрыть заложенные возможности и способствует тому, чтобы он на протяжении всей жизни ставил перед собой определенные цели и стремился к их достижению. В статье уделено особое внимание влиянию системы дополнительного образования на развитие основных характеристик познавательной активности.
The system of additional education is a kind of moneybox of methods of socialization. The article is devoted to the development of cognitive activity as a socially significant quality of the person in the conditions of additional education. Cited references in this article reflect the modern views on the issues under research. According to the modern concept of the development of additional education, a person learns all his life, that is, he stores various competencies that can be applied in practice. The experience of socialization modern children, according to the author, obtain through the implementation of social projects in the conditions of additional education. Social projects provide opportunities for self-realization of pupils in various activities that acquire under skillful management effective pedagogical significance for the child, help solve the problem of the gap between awareness and the reality of everyday life. On the basis of the analysis of scientific literature and the experience of various studies on the problem of the development of cognitive activity in the conditions of additional education, the author developed a social project «Book community». It aims at popularizing books and reading among pupils. The article presents the experience of the implementation of the project, examples of specific pedagogical forms that are productive in process of the development of cognitive activity, which helps a person understand himself/herself, reveal the inherent opportunities and helps set him/her lifelong goals and strive to achieve them. The paper pays special attention to the impact of additional education on the development of the basic characteristics of cognitive activity.
Кудрявцева Е.А., Гребенникова Н.И.. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье анализируются проблемы экологического образования, экологической культуры. Рассматривается компетентностный подход в процессе подготовки будущих педагогов дошкольного образования, анализируются ценностные ориентиры, представлен эколого-краеведческий проект. Центр исследования - экоцентрическое мышление, направленное на преодоление технократического подхода в образовании, гармонизацию социально-гуманитарного знания и естественнонаучного компонента современной культуры. Приведен план проекта «Экология родного края» на материале изучения природы Воронежской области. Цель проекта заключена не только в повышении экологической грамотности, но и в развитии коммуникативных и организационных навыков, формировании этики отношения ко всем живым существам, уважения к окружающему миру людей и природы. В данном проекте будущие педагоги берут на себя роль исследователя. При выполнении конкретного проекта в образовательном процессе у будущих педагогов реализуется проявление личного интереса к реальной экологической проблеме локального уровня, которая решается в ходе исследовательской, творческой работы, может иметь практическое применение на местном уровне и требует интегрированных знаний в поиске путей ее решения. Проектные технологии эколого-краеведческого содержания являются отражением реальных региональных проблем, возникающих перед студентом в процессе освоения им основ экологической науки, имеющей отражение в конкретном учебном предмете. Составляя вариативную часть процесса обучения, проекты реализуют единство системы задач практического характера и готовность обучающихся применять экологические знания. Экспериментальная работа в данной области нацелена на поиск и разработку механизмов учета субъектности в процессе экологического образования, центральным ядром которого является формирование экоцентрического мышления личности. Экоцентрическое мышление - направленность на преодоление технократического подхода в образовании, гармонизацию социально-гуманитарного знания и естественно-научного компонента современной культуры.
This article analyses the problem of environmental education, environmental culture. It concerns competency building approach in the process of training future teachers of pre-school education, environmental education values, environmental-and-regional project. The center of research is ecocentric thinking aimed at overcoming the technocratic approach in education, the harmonization of socio-humanitarian knowledge and science component of modern culture. The plan of the project «Ecology of native region» based on the study of the nature of the Voronezh region is given. The goal of the project is not only to improve the environmental literacy, but to develop communicative and organizational skills, to form attitude ethics towards all living beings and nature. In this project, future teachers take up the role of the researcher. While carrying out a specific project in the educational process future teachers realized personal interest to a real environmental problem at the local level, which is solved in the course of research, creative work, can be of practical use at the local level and requires integrated knowledge to find ways to be solved. The design technologies of ecological and local history content are a reflection of real regional problems which students face while mastering the foundations of ecological science, which is reflected in a particular academic subject. Composing variable part of the learning process, projects implement the unity of the system of practical problems and the willingness of students to apply ecological knowledge. The experimental work in this area is focused on the search and development of recording mechanisms of subjectivity in the process of ecological education, the central core of which is the formation of ecocentric thinking person. Ecocentric thinking is the focus on overcoming the technocratic approach to education, the harmonization of social and humanitarian knowledge and science component of modern culture.
Лапина Е.В., Мезинов В.Н. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КОНЦЕПЦИИРАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Проблема развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации практически не исследована. Ее актуализация обусловлена рядом причин, среди которых наиболее весомыми следует считать: поиск путей развития профессионально значимых ценностей педагогов в системе повышения квалификации, необходимость предусмотреть такую организацию образовательного процесса, при которой включенные в него структурные элементы определенным образом выявят ценностные предпочтения и профессиональные затруднения слушателей курсов, их рефлексию. В статье описывается проведенный мониторинг определения профессионально значимых ценностей педагогических работников. Рассматриваются результаты качественного метода исследования в форме интервью. Описывается последовательность по развитию профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации. Апробация концепции развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации осуществлялась по этапам. Уровень сформированности профессионально значимых ценностей у учителей проявлялся по-разному, значит, и пути, и средства их развития будут разными. Выбор ценностей определялся ценностными, смысложизненными и личностными ориентациями педагогов. Большинство из них во всех возрастных группах отметили такие ценности, как ребенок, человек, жизнь, здоровье, любовь, мир на Земле, дети, семья, добро, справедливость, уважение. Итак, выявленные стратегии развития системы повышения квалификации способствуют созданию образа новой системы повышения квалификации. По итогам проведенного исследования формулируются выводы, касающиеся развития профессионально значимых ценностей педагога.
The problem of the development of professionally significant values of the teacher in the system of advanced training is almost unstudied. Its urgency is due to several reasons, among which the most significant should be considered the following: the search of ways of the development of professionally significant values of teachers in the system of advanced training, the necessity to foresee such organization of the educational process, in which incorporated structural elements in a certain way reveal value preferences and professional difficulties of students of courses, their reflection. The article describes the monitoring of defining professionally significant values of teachers. The results of a qualitative research method in the form of an interview are discussed. The sequence of the development of professionally significant values of the teacher in the system of advanced training is considered. The approbation of the concept of development of professionally significant values of the teacher in the system of advanced training was carried out in stages. The level of formation of professionally significant values of teachers showed up in different ways, and, it means the ways and means of their development will be different. The choice of values was determined by value, life and personal orientations of the teachers. The majority of teachers in all age groups noted such values as a child, a person, life, health, love, peace on Earth, children, a family, good, justice, respect. As a result, defined strategies of the development of the system of advanced training promote the development of the image of the new system of advanced training. Сonclusions onе the development of professionally significant values of the teacher are drawn according to the results of the conducted study.
Плетенева И.Ф., Бакаева О.Н.. ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТИЛЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Статья посвящена изучению стилей общения педагога с детьми как определяющего фактора воспитания у дошкольников общительности. Авторами определено понятие «стиль общения педагога» как сложное психолого-педагогическое образование, характеризующееся строгой структурой, раскрывающей внутреннюю организацию и способы взаимодействия участников. В работе подтверждена правомерность положения о том, что реализация педагогом разнообразных стилей общения способствует максимальному раскрытию потенциальных возможностей ребенка. В ходе опытно-экспериментальной деятельности обнаружено, что для большинства респондентов характерен демократический стиль общения, либеральный обнаружен у значительно меньшего числа опрошенных и наименьший процент выявлен у педагогов, проявляющих в работе авторитарный стиль. С помощью комплекса взаимосвязанных методов и методик были определены 4 категории социальных статусных групп детей в системе межличностных отношений («лидеры» («звезды»), «принимаемые», «игнорируемые», «изолированные») и 4 варианта их общительности со сверстниками и взрослыми: коммуникативный (27,8 %), позитивный (48,2 %), нейтральный (15,6 %) и безразличный (8,4 %). В зависимости от стиля управления педагогом деятельностью дошкольников выявлены высокий, средний и низкий уровни общительности детей. Осуществленный анализ вскрыл следующую зависимость: с детьми высокого уровня общительности работают педагоги с элементами авторитарного и либерального стилей (ситуативно, эпизодически), но при доминировании демократического; с детьми среднего уровня общительности работают педагоги с элементами демократического стиля, но при доминировании авторитарного; с детьми с низким уровнем общительности взаимодействуют педагоги, использующие демократический стиль общения, но доминирует либеральный. Таким образом, проведенное исследование доказало правомерность выдвинутой идеи об обусловленности общительности детей стилем взаимодействия педагога с ними. Результатом согласованности действий педагога и воспитанников выступает сформированность у последних потребности в правильности выбора поведения в зависимости от ситуации.
The article is devoted to the study of styles of communication of the teacher with children as a determining factor in teaching sociability to children. The authors defined the concept of «teacher’s communication style» as a complex psycho-pedagogical formation, characterized by rigorous structure, revealing the internal organization and ways of interaction of participants. The work confirmed the validity of the concept that the implementation by the teacher a variety of communication styles helps to maximize the disclosure of potential abilities of the child. During the experimental activities it was found that for most respondents the democratic style of communication is characteristic, liberal one is found in a significant smaller number of respondents and the lowest percentage is found in teachers who show authoritarian style in their work. With the help of a set of interrelated methods and techniques 4 categories of the social status of groups of children in the system of interpersonal relations were identified: «the leaders» («stars»), «accepting», «ignoring», «isolating» and 4 options of their communication with peers and adults were identified: communicative (27,8 %), positive (48,2 %), neutral (15,6 %) and indifferent (8,4 %). Depending on the teacher’s management style of the activity of preschool children there were identified high, medium and low levels of sociability of children. The analysis revealed the following dependence: children with a high level of sociability are taught by teachers with elements of authoritarian and liberal styles (situationally, occasionally), but with the dominance of the democratic one; children with average level of sociability are taught by teachers with elements of the democratic style, but with the dominance of authoritarian one; children with a low level of sociability interact with teachers who use the democratic style of communication, but liberal one dominates. Thus, the study proved the validity of the ideas put forward about conditionality of sociability of children by the style of interaction of the teacher with them. The result of consistency of acts of the teacher and pupils is the formation of need of right choice of behavior depending on the situation.
Федина Н.В., Бурмыкина И.В., Лазарева М.В., Елисеев В.К., Васильева Е.М., Отт Н.Г., Косыгина Е.А., Лен А.А., Тарасенко Т.В.. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлена разработанная диагностическая модель профессиональной готовности студентов к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в педагогическом процессе организаций дошкольного образования. Структура модели включает в себя взаимодополняющие компоненты: личностный, когнитивный и практический (операционально-деятельностный) при главенствующей роли личностного компонента - и опирается на систему методологических подходов: личностно-ориентированный, компетентностный, культурологический, аксиологический, системный, деятельностный, интегрированный. Разработка диагностической модели основывалась также на идеях отечественных исследователей в области подготовки педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности. В структуру диагностической модели профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ДО в педагогическом процессе ОДО входят три взаимосвязанных компонента: личностный, когнитивный и практический (операционально-деятельностный). Ведущую роль играет личностный (психологический) компонент, так как именно он (профессиональная направленность, мотивационно-ценностная, эмоциональная сферы личности) устанавливает формирование иных компонентов, обусловливает улучшение мастерства педагога. Каждый компонент профессиональной готовности к реализации ФГОС ДО в педагогическом процессе ОДО диагностируется по ряду обобщенных критериев: личностный - по критерию «сформированность потребностей и мотивов реализации ФГОС ДО в педагогический процесс ОДО»; когнитивный - по критерию «информированность»; операционально-деятельностный - по критерию «технологичность». На основе категорий ценностного отношения студентов к реализации ФГОС ДО в педагогическом процессе ОДО выделены пять уровней сформированности личностного компонента профессиональной готовности к реализации ФГОС ДО: резко отрицательное, негативное, индифферентное, положительное, заинтересованное, увлеченное.
The article presents a developed diagnostic model of students’ professional readiness to the implementation of the Federal State Educational Standard of pre-school education in the pedagogical process of organizations of preschool education. The model structure includes interrelated components: personality, cognitive and practical (operational and active) under the leadership of the personal component. The personality component determines the development of other components, causes the improvement of pedagogical skills. Each component of students’ professional readiness to the implementation of the Federal State Educational Standard of pre-school education in the pedagogical process of organizations of preschool education is diagnosed by a series of generalized criteria. The article identifies five levels of personal professional readiness on the basis of the categories of the valuable relation of students to the implementation of the Federal State Educational Standard of pre-school education in the pedagogical process of organizations of preschool education. The authors call these levels: sharply negative, negative, indifferent, positive, deep interested. The study is based on a set of methodological approaches: personally and competence oriented, cultural, axiological, systematic, active, integrated approaches to professional education. The development of diagnostic models is also based on the ideas of Russian researchers in the field of training preschool education teachers to innovation.