Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Гаврилова Е.В., Белова С.С.. УСПЕШНОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МЕТАФОР И ЕЕ СВЯЗЬ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ УЧАЩИХСЯ (МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССОВ)
В настоящем исследовании успешность интерпретации учащимися метафор изучалась в связи с несколькими переменными: типом метафор (конкретные и абстрактные), возрастными особенностями (учащиеся младшей и средней школы) и индивидуальными различиями учащихся в интеллектуальных способностях. В подтверждение более ранних исследований было показано, что конкретные метафоры интерпретируются более успешно, чем абстрактные. При этом качество интерпретации абстрактных метафор улучшается с возрастом и связано с различиями в интеллекте, что было продемонстрировано с помощью метода линейно-структурного моделирования. Эти данные были подтверждены двумя моделями структуры когнитивных способностей, которые продемонстрировали динамику влияния интеллектуального фактора на успешность интерпретации абстрактных метафор учащимися младших и средних классов. Было отмечено, что качество интерпретации абстрактных метафор младшими школьниками связано с уровнем развития их способности к проведению аналогий как общей аналитической операции, а учениками средних классов - с развитием общего и вербального интеллекта.
In this article metaphor comprehension was analyzed with respect to different variables, namely: type of metaphor (concrete vs. abstract), age (junior and secondary-school students) and individual differences in intellectual abilities. It was revealed that comprehension of concrete metaphors was easier than comprehension of abstract metaphors for students of all grades. In its turn the quality of comprehension of abstract metaphors improved with age and was related to differences in intelligence. Two structural models of cognitive abilities confirmed the difference between junior and secondary-school students’ data with respect to correlation of intelligence and abstract metaphor comprehension. Whereas abstract metaphor comprehension by junior school students was positively correlated with general analytical operation of analogy, for middle-school students general and verbal intelligence played the pivotal role.
Джалаева А.К.. СПЕЦИФИКА ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ У ПОДРОСТКОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В работе исследуются показатели простой и сложной сенсомоторной реакции у подростков, обучающихся гуманитарным и техническим специальностям. Было обследовано 100 подростков-студентов в возрасте от 13 до 17 лет с помощью особого варианта рефлексометрии - методики РеБОС 1. Простая сенсомоторная реакция представляла собой максимально быструю ответную реакцию на раздражитель нажатием клавиши «пробел». Сложная сенсомоторная реакция представляла собой реагирование на все стимулы, кроме определенного, что позволяло выявить качество тормозных процессов в центральной нервной системе. Результаты свидетельствуют о том, что выбор студентами специальности в значительной мере предопределялся психофизиологическими возможностями, причем на технические специальности шли девочки и мальчики, которые лучше ориентируются в потоке сигналов. Более того, усложнение ситуации не ведет у них к снижению прогностических способностей, но увеличивает их, тогда как у студентов гуманитарных специальностей, напротив, усложнение ситуации эксперимента ведет к снижению прогностических возможностей. Девочки, обучающиеся на технических специальностях, лучше ориентируются в потоке сигналов при выполнении и простой, и сложной сенсомоторных реакций по сравнению с девочками, обучающимися на гуманитарных специальностях. Мальчики, обучающиеся на технических специальностях, обнаруживают преимущество в анализе структуры сенсорного потока по отношению к мальчикам, обучающимся на гуманитарных специальностях, только при выполнении сложной сенсомоторной реакции.
In the article the indicators of simple and complex sensorimotor reactions of adolescents of humanitarian and technical specialities are investigated. One hundred students participated. A special option of reflexometrics - ReBOS 1 was used. The simple sensorimotor reaction was the fastest response to a stimulus. The complex sensorimotor reaction was a response to all stimuli with the exception of the reaction to one of it, which allowed us to identify the quality of suppressive processes in the Central nervous system. The results indicate that the selection of students was largely predetermined by physiological capabilities, and boys and girls, who better find themselves in the signal flow, choose technical specialties. Moreover, the complexity of the situation does not cause the reduction of predictive abilities, but increases them, whereas students of humanitarian specialities, on the contrary, the complexity of the experiment leads to a decrease in predictive abilities. Girls of technical professions find themselves better in the flow of signals when performing simple and complex sensorimotor reactions, compared to girls of humanitarian specialities. Boys of technical specialities find an advantage in the analysis of the structure of the sensory stream against the boys of the Humanities only when performing complex sensorimotor reactions.
Джумаев Х.Ш.. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕМИНАРИИ РПЦ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматриваются отличительные свойства процесса обучения в светской и духовной образовательных организациях. Проводится сравнительный анализ образовательного процесса в Воронежской духовной семинарии и Воронежском государственном университете. Особое внимание уделяется его влиянию на социализацию современной молодежи. В связи с этим исследуются первичная и вторичная социализации студентов вышеназванных учебных заведений. Выявлено, что у обучающихся в духовной образовательной организации социализация более успешная, чем у обучающихся в светском вузе. Социализация студентов в Воронежской духовной семинарии представляет собой основу их духовного формирования и развития. Посредством социализации духовные способности актуализируются, становятся убеждением, нравственным повелителем, руководством к действию. Доказано, что социализация личности в духовной семинарии является основой общего процесса социализации, поскольку определяет духовно-нравственные и морально-этические ориентации обучающихся. Социализация у студентов Воронежской духовной семинарии рассматривается как важное условие формирования на этой основе собственных мировоззренческих идеалов, принципов и убеждений, характеризующих внутренний мир личности.
The article discusses the distinguishing features of the educational process at the seminary. A comparative analysis of the educational process at secular educational organizations and at Voronezh Theological Seminary is conducted. We study primary and secondary socialization of modern youth at Voronezh Theological Seminary and at Voronezh State University. Distinctive features of the educational process at Voronezh Theological Seminary and its impact on the socialization of modern youth are revealed. It was revealed that the socialization of the students of Voronezh Theological Seminary is more successful than of the students of Voronezh State University. The socialization of the person at Voronezh Theological Seminary is the basis of its spiritual formation and development. Through socialization spiritual qualities become important, they become a conviction, a moral lord, a guide to action. It is proved that the socialization of the person at Theological Seminary is the basis of the overall process of socialization, because it determines the spiritual, moral and ethical orientation of the student. The socialization of students at Voronezh Theological Seminary is an important condition for the formation on that basis of their own philosophical ideals, principles, and beliefs, describing person’s inner world.
Дунаевская Э.Б.. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ВКЛЮЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Работа посвящена изучению факторов психологической готовности учителей образовательных организаций, способствующих включению в общеобразовательный класс ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такими факторами могут являться: наличие мотивации к психологической готовности; смысложизненные представления и ценностные ориентации учителей; уровень тревожности и преобладающие копинг-стратегии. Исследование факторов психологической готовности учителей к включению в общеобразовательный класс детей с ограниченными возможностями здоровья проводилось с использованием следующих методик: опросник «Удовлетворенность работой» Г.С. Никифорова; «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности»К. Замфира (в модификации А. Реана); тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; тест «Ценностные ориентации» М. Рокича; «Диагностика типологий психологической защиты» Р. Плутчик( в адаптации Л.И. Вассерма); «Методика диагностики тревожности» Спилбергера-Ханина; определение копинг-стратегий (Lazarus R.S.). Выявлено, что те учителя, которые готовы включить в класс детей с ОВЗ, характеризуются желанием повышать свою профессиональную квалификацию, но находят множество причин, затрудняющих возможность реализации самообразования и саморазвития. Их внутренняя мотивация психологической готовности зависит от внешней положительной мотивации, а сложности в работе повышают уровень тревожности, но не ведут к активации проблемноцентрированного копинга. Особенность ценностных представлений учителей инклюзивных классов такова, что она препятствует принятию проблемного ребенка, а потому может быть одной из причин неудовлетворенности работой данной группы учителей .
This study focuses on factors of psychological readiness of teachers of educational institutions, contributing to the integration into the General education class of a child with disabilities. Such factors can be: the presence of motivation to psychological readiness, life views and value orientations of teachers and the level of anxiety and prevailing coping strategies. The study of factors of psychological readiness of teachers to the inclusion in the General education class of children with disabilities was conducted using the following methods: questionnaire “Job Satisfaction” of G.S. Nikiforov; “The study of motivation of professional activity” of K. Zamfir (in A. Rean’s modification); D.A. Leontiev’s test “Life orientations”; M. Rokich’s test «Value orientations»; R. Plutchik’s “The diagnosis of typologies of psychological protection” (in L.I. Vasserman’s adaptation); “The methods of diagnosis of anxiety” of Spielberg-Hanin; the definition of coping strategies (R.S. Lazarus). It is revealed that those teachers who are willing to include in the class children with disabilities are characterized by their desire to improve their professional qualifications, but they find plenty of reasons that hinder the possibility of implementing self-education and self-development. Their internal motivation of the psychological readiness depends on external positive motivation, and obstacles in the work increase the level of anxiety but do not lead to the activation of problem coping. The peculiarity of value conceptions of teachers of inclusive classes is such that it prevents the adoption of a child with problems, and therefore may be one of the reasons of dissatisfaction with the work of this group of teachers.
Кудинов С.И., Кудинова И.Б., Нурекеева А.Б.. СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАТРИОТИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РУССКИХ И КАЗАХСКИХ СТУДЕНТОВ
В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, посвященного проблеме патриотичности и этнической идентичности. Исследование проводилось на выборке этнически русских и казахских студентов. Выборка русских студентов состояла из молодых людей, обучающихся в вузах г. Москвы. Все казахские студенты с рождения проживают и обучаются в Казахстане. На этапе формирования выборки с целью минимизации влияния индивидуальных и социальных факторов в группу респондентов были включены студенты, не состоящие в каких-либо национально-религиозных сообществах и не принимающие участие в общественно-политической деятельности. Исследование патриотичности осуществлялось в контексте целостно-функционального подхода, в котором данное свойство рассматривается как многомерное психологическое образование, включающее в себя совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых составляющих. Этническая идентичность понимается как ядро этнического самосознания личности, входит в структуру социальной идентичности личности и представляет собой психологический феномен, основанный на осознании принадлежности индивида к определенной этнической группе и оценивании себя на основе принадлежности к конкретной общности. При этом в процессе осознания индивидом себя как участника этнической группы происходит как отождествление с этой группой, так и отчуждение от других этносов. В исследовании с помощью стандартизированного психодиагностического инструментария и методов математической статистики были выявлены особенности проявления патриотичности и этнической идентичности у русских и казахских студентов. На следующем этапе исследования проводился сопоставительный анализ составляющих патриотичности и этнической идентичности в представленных выборках. Отдельно тщательно проанализирована психологическая структура патриотичности в русской и казахской подгруппах, дана психологическая сравнительная характеристика. На завершающем этапе исследования анализировалась взаимосвязь этнической идентичности и патриотичности в обсуждаемых выборках, а также осуществлялся сопоставительный анализ.
The article analyzes the results of the empirical research dedicated to the problem of patriotism and ethnic identity. The study was conducted on the sample of ethnically Russian and Kazakh students. The sample consisted of the Russian students studying at universities in Moscow. All the Kazakh students have been living since their birth and trained in Kazakhstan. At the stage of sampling with a view to minimize the impact of individual and social factors the respondents group included students who do not belong to any of the national-religious community and do not take part in political activities. The study of patriotic behavior was carried out in the context of integrally-functional approach, in which this property was considered as a multidimensional psychological phenomenon, which includes a set of instrumentally-stylistic and motivational-semantic components. Ethnic identity is understood as a nucleus of ethnic self-awareness, is a part of the social identity of an individual and is a psychological phenomenon, based on the awareness of individuals belonging to a particular ethnic group and evaluating themselves as belonging to a particular community. At the same time, in the process of individual’s perception of himself as a member of an ethnic group, there is both the identification with this group, and the alienation from other ethnic groups. Using standardized psycho-diagnostic instruments and methods of mathematical statistics the study revealed the features of patriotism and ethnic identity manifestation of the Russian and Kazakh students. At the next phase of the study a comparative analysis of the components of patriotism and ethnic identity in the submitted samples was conducted. The psychological structure of patriotism in Russian and Kazakh subgroups was analyzed separately, the comparative psychological characteristics were given. At the final phase of the study the relationship between the ethnic identity and patriotism in the discussed samples was analyzed, and a comparative analysis was carried out.
Николаева Е.И., Беляева Е.М.. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КРЕАТИВНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВ ДЖ. ГИЛФОРДА И Е.П. ТОРРЕНСА
В отечественной диагностической практике широко распространены два теста, направленные на оценку креативности: тест Дж. Гилфорда и тест Е.П. Торренса, причем оба адаптированы одним автором - Е. Туник. У этих тестов разная структура: один непосредственно предлагает в качестве результата характеристики креативности, такие как гибкость, оригинальность, беглость и разработанность. Второй имеет эти характеристики в скрытом виде, предлагая в качестве результата виды деятельности, связанные с креативностью. Представляло большой интерес с практической точки зрения сравнить результаты тестов на одной и той же выборке. В исследовании приняли участие ученики 6-7 классов. Всего было обследовано 158 детей, из них 61 мальчик и 97 девочек. Испытуемые индивидуально выполнили оба теста в стандартном варианте адаптации Е. Туник. Оказалось, что все подростки, согласно тесту Дж.Гилфорда, распадаются на 2 группы: те, у кого результаты выше среднего (43,0 %), и те, у кого результаты ниже среднего (57,0 %). Анализ распределения результатов подростков по тесту Торренса обнаруживает три группы: в группу с самыми высокими показателями попадают 28,5 % учеников, с самыми низкими значениями - 34,8 % , со средними показателями - 36,7 % подростков. Оценка данных конкретных испытуемых, попадающих в разные группы, свидетельствует о том, что все ученики с самыми высокими баллами по тесту Е.П.Торренса попали в группу более креативных по тесту Дж. Гилфорда. Оба теста (тест Дж. Гилфорда и тест Е.П. Торренса), направленные на выявление уровня креативности у подростков, наиболее эффективно выделяют группу одаренных детей, тогда как распределение менее креативных детей на подгруппы происходит более неопределенно.
In the domestic diagnostic practice two tests are widely used, both assessing creativity: the test of J Guildford and the test of E. P. Torrance. Both of them are adapted for Russia by E. Tunik. These tests have different structures: one directly offers as a result the characteristics of creativity such as: flexibility, originality, fluency and elaboration. The second one has these features hidden offering as a result activities related to creativity. It was of great interest from a practical point of view to compare the results of tests on the same group of subjects. The study involved pupils of 6-7 classes. 158 children, 61 boys and 97 girls were the subjects. Subjects individually performed both tests in the standard adaptation by E. Tunick. It turned out that all teens, according to the Guilford’s test fall into 2 groups: those with above average results (43,0 %), and those who have below-average results (57,0 %). Analysis of the distribution of adolescents according to the results of Torrence’s test detects three groups: the group with the highest level of scours (28.5 % of pupils), the lowest level (34,8 %) and average level (36,7% of adolescents). The analysis of all subjects falling into different groups suggests that all students with the highest scores of the Torrence’s test were in the group of more creative people in accordance with J. Guildford’s test. Both tests distinguish the group of gifted children most effectively, while the distribution of children in less creative groups is more uncertain.
Новикова И.А., Оганнисян А.А., Шляхта Д.А.. СООТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ С ЭТНИЧЕСКИМИ СТЕРЕОТИПАМИ И УСТАНОВКАМИ У РУССКИХ И АРМЯНСКИХ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается проблема личностных факторов социальной перцепции и межэтнического восприятия. Проанализированы зарубежные и отечественные исследования, в которых изучались личностные детерминанты этнических установок, стереотипов, предубеждений. Показана недостаточная изученность в отечественных исследованиях связей индивидуально-личностных факторов модели «Большая пятерка» со спецификой межэтнического восприятия. Представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования соотношения особенностей этнических стереотипов и установок студентов с факторами модели «Большая пятерка». В исследовании принимали участие 50 русских студентов, обучающихся в московских вузах, и 50 армянских студентов, обучающихся в Армении и в России. Для диагностики факторов «Большой пятерки» (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, добросовестность) применялся «Пятифакторный опросник» в русской адаптации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова. Этнонациональные установки (националистические, патриотические, нейтральные, негативистские) определялись с помощью «Шкалы этнонациональных установок», разработанной О.Е. Хухлаевым, И.М. Кузнецовым и Н.В. Ткаченко. Для изучения некоторых особенностей этнических авто- и гетеростереотипов использовался семантический дифференциал в модификации «Личностный семантический дифференциал». Статистическая обработка результатов проводилась с помощью критерия Уэлча и рангового корреляционного анализа. Результаты исследования свидетельствуют о том, что с особенностями межэтнического восприятия достаточно тесно связаны практически все факторы «Большой пятерки», за исключением нейротизма. При этом выявленные соотношения имеют ярко выраженную этническую специфику в группах русских и армянских студентов и неоднозначно соотносятся с результатами ранее проведенных исследований по сходной тематике, что свидетельствует о необходимости продолжения работы с привлечением дополнительных методов и расширением состава выборок.
The article discusses the problem of personal factors of social and interethnic perception. Foreign and domestic psychological studies that examined the personality determinants of ethnic attitudes, stereotypes and prejudices are analyzed. Insufficient study of the relations between the Big Five factors and the ethnic perception specifics in Russian psychology is shown. The research results of the Big Five factors correlation to ethnic stereotypes and attitudes features of students are presented and analyzed in this article. A total of 100 respondents took part in the research, including 50 Russian students from Moscow universities and 50 Armenian students from Russian and Armenian universities. For the diagnosis of the Big Five factors (Neuroticism, Extraversion, Openness to experience, Agreeableness, Conscientiousness) «The Five Factors questionnaire» was used in the adapted by M.V. Bodunov and S.D. Biryukov version. Ethno-national attitudes (nationalist, patriotic, neutral, negativist) were determined with the help of the "Scale of ethno-national attitudes" developed by O.E. Khukhlaev, I.M. Kuznetsov and N.V. Tkachenko. The features of the ethnic auto and heterostereotypes were measured by the technique of the Semantic Differential in the modified version called «Personality Differential». The research findings suggest that the peculiarities of the ethnic perception are closely related with the Big Five factors with the exception of Neuroticism. At the same time, the revealed correlation has a strong ethnic specificity in the group of Russian and Armenian students and controversially correlates with the results of previous studies on similar themes. These facts suggest the need to continue the research with additional methods and the expansion of the samples.
Афанасьева О.В.. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЙ ОБЩЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
В статье дается анализ методических функций эмоционально значимых ситуаций общения и показаны особенности их реализации в лингвистической подготовке студентов языкового вуза (уровень бакалавриата). Автор статьи отмечает, что общение - это центральная проблема педагогики, поэтому оно является необходимым условием формирования и развития личности. В работе подчеркивается, что успешное иноязычное общение достигается посредством знания эмотивных особенностей иноязычных значений слов, правил эмоционального общения иноязычных речевых партнеров и способов экспрессии и дескрипции своих и чужих эмоций. По мнению автора статьи, следует создавать такие ситуации иноязычного общения, в которых студент становится центральной фигурой с его индивидуальностью, мотивами, интересами, уровнем знаний и умений, чувствами и эмоциями, а его деятельность приобретает характер активный, познавательный, эмоциональный. В структуре эмоционально значимой ситуации можно выделить три компонента: взаимодействие субъектов общения, предмет, эмоциональные переживания и потребность. В статье дается определение эмоционально значимых ситуаций общения, под которыми исследователь понимает совокупность обстоятельств, в которых осуществляется общение, реализуется речевое и неречевое поведение участников общения и которые способствуют стимулированию положительных эмоций у обучающихся в ходе их речевого взаимодействия. В настоящей статье представлено детальное изучение проблемы эмоционально значимых ситуаций общения, выявлены и охарактеризованы методические функции данного феномена, обладающего побудительным, развивающим, мотивирующим, регулятивным, коммуникативным потенциалом и выражением личностного отношения к действительности в ходе коммуникации.
The article analyzes the methodological functions of emotionally meaningful communicative situations and their implementation during the linguistic preparation of students of a linguistic institute (bachelor degree level). The author notes that communication is the central problem of pedagogy and it is a necessary condition for the formation and development of personality. The paper emphasizes that successful foreign language communication requires knowledge of emotive features of foreign meanings of words, rules of emotional communication with foreign partners and ways of the expression and descriptions of your emotions and the emotions of other people. According to the author it is necessary to create situations of foreign language communication in which the student becomes the central figure with his personality, motives, interests, level of knowledge and skills, feelings and emotions, and his work becomes active, cognitive, emotional. In the structure of the situation which is emotionally significant it is possible to define three components: the interaction of subjects of communication, an object, emotional sufferings and needs. The article defines emotionally meaningful communicative situations under which the researcher understands the totality of circumstances in which the communication takes place, verbal and nonverbal communication and behavior of participants is realized and which contributes to the promotion of positive emotions in students during their verbal interaction. The analysis of empirical research and theoretical positions allow the author to study the problem of emotionally meaningful communicative situation in depth, identify and characterize the methodological features of this phenomenon, which has a motivating, developing, regulatory, communicative potential and expression of personal relationships to reality during communication.
Дворяткина С.Н., Масина О.Н., Щербатых С.В.. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В НАУКЕ
Данная статья посвящена актуальной проблеме совершенствования методов контроля и диагностики усвоения знаний обучающихся на основе нечеткого моделирования. Концептуальной основой в решении проблемы совершенствования методов педагогической диагностики в контексте современных достижений в науке стал синергетический подход, предполагающий взаимосвязь диагностической деятельности педагога и самодиагностической деятельности студентов, когда функции диагностики и контроля перерастают в функции самопознания, саморегуляции и саморазвития личности студента. Обоснована педагогическая целесообразность реализации возможностей математических методов в контроле и оценке знаний, управлении познавательной деятельностью студентов. Построена и исследована формально-структурная модель нечеткого оценивания математических знаний, повышающая объективность педагогического оценивания. Рассмотрена и реализована возможность применения методов нечеткой логики в автоматизированных системах контроля математических знаний обучаемых в составе адаптивных обучающих систем, в которых учтены недостатки современных программ педагогического тестирования. К ним относятся: ограниченное количество форм представления ответов и двухбалльная система оценки, негибкость процедур расчета итоговой оценки, отсутствие учета оценки глубины и широты знаний, адаптации процедуры оценивания к индивидуальным характеристикам обучаемых. Опыт внедрения методов педагогической диагностики и контроля математических знаний на основе нечеткого моделирования установил достоверность результатов при неточности входных исходных данных диагностических заданий, позволил повысить качество управления учебным процессом, его результативность в целом. Введение методов нечеткой логики в систему компьютерного контроля математических знаний обучаемых даст возможность увеличить точность и скорость оценивания уровня обученности студентов.
This article is devoted to the urgent problem of improving the methods of control and diagnostics of the assimilation of students’ knowledge on the basis of indistinct modeling. The conceptual basis for the solution of the problem of improving the methods of pedagogical diagnosis in the context of the latest achievements in science has become a synergistic approach involving the interrelation of the teacher’s diagnostic activity and the students’ self-diagnostic activity, when the functions of diagnostics and control turn into the functions of self-knowledge, self-regulation and self-development of the student’s individuality. The pedagogical expediency of the realization of the possibilities of the mathematical methods in monitoring and evaluating knowledge, in the management of students’ cognitive activity has been substantiated. The formal structural model of the indistinct evaluation of mathematical knowledge, which increases the objectivity of pedagogical assessment has been constructed and studied. The possibility of applying the methods of indistinct logic in the automated control systems, which take into account the shortcomings of the modern pedagogical testing programs has been considered and realized. These include: a limited number of forms of the response and a two-score system of the evaluation, the inflexibility of the procedures for calculating the final grade, the lack of the consideration of the depth and the breadth of knowledge, the adaptation of the procedure of the evaluation of the individual students’ characteristics. The experience of implementing pedagogical methods of diagnosis and control of the mathematical knowledge based on the indistinct modeling has established the accuracy of the results in malfunctioning of the input initial data of the diagnostic tasks, enhanced the quality of the management of the educational process, its effectiveness as a whole. The introduction of the methods of indistinct logic into the system of computer control of the students’ mathematical knowledge will make it possible to increase the accuracy and the speed of the evaluation of the level of the students’ knowledge.
Манакова И.П.. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА КАК УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки педагога-музыканта в высшем учебном заведении. Личность педагога рассматривается в контексте формирования профессионального самоопределения будущего бакалавра музыки посредством выстраивания его личностных смыслов. Теоретической основой подхода автора к пониманию механизмов формирования личности будущего бакалавра педагогического образования по профилю «Музыка» являются: во-первых, концепция сознания А.Н. Леонтьева, в которой личностный смысл выступает компонентом, определяющим значение деятельности и ее предметов лично для конкретного субъекта; во-вторых, положения учения А.Н. Леонтьева о смыслообразующих мотивах деятельности, которые подчиняют себе мотивы-стимулы. На этой теоретической основе автором сформулированы виды личностных смыслов, которые должны быть сформированы в процессе обучения по авторской программе, обзорное содержание которой предлагается в статье. В частности, это личностный смысл, обретаемый в саморазвитии личности, личностный смысл, проявляющийся через усиление мотивации профессиональной деятельности, личностный смысл, позволяющий преодолевать личностные комплексы, сформировавшиеся в результате неудач в профессиональной деятельности, а также личностный смысл в построении семейного будущего с опорой на профессиональные знания. Проанализированы содержание, практика и результаты специально разработанной авторской программы дисциплины по выбору «Начальный этап обучения музыке детей дошкольного возраста», ее эффективность и перспективы использования для профессионального развития личности педагога-музыканта. Показано, что траектории развития личности в рамках программы будут различаться в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося, что гарантирует развитие его индивидуальности.
The article is devoted to the training of a music teacher at an institution of higher education. The personality of the teacher is considered in the context of the formation of the professional self-determination of the future bachelor of music by forming his personal identity. The theoretical basis of the author's approach to understanding the mechanisms of the future bachelor’s personality formation while studying at the department of «Music» is the following. Firstly, the concept of consciousness by Leont’ev A.N, in which personalized meaning is presented as a component determining the value of activities and its objects for a particular subject. Secondly: the theory of Leontiev A.N. about sense-creating motivation of activity which dominates over the inspiring motives. On this theoretical basis the author formulated the types of identities, which are to be formed in the course of training by the author’s program which content overview is offered in the article. In particular, this personalized meaning can be obtained in personal self-development, personalized meaning, which manifests itself through the strengthening of work motivation, personalized meaning, which allows teachers to overcome personal complexes formed as a result of failures in the professional activities and personalized meaning in building a family based on professional knowledge. The content, practices and results, effectiveness and prospects for professional development of the teacher’s personality of a specially prepared elective course «The initial phase of teaching music for pre-school learners» were analyzed. The article presents that the route of personality development within the framework of the program will vary depending on the individual characteristics of a student, which guarantees the development of his individuality.
Мезинов В.Н., Донглин Ли. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КИНОМУЗЫКИ
Вопрос изучения воспитания толерантности приобретает особую актуальность в подростковом периоде. На первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития. Имеются в виду этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, традициям, ценностям, культурам и т.п. Применение понятия «толерантность» в сфере образования позволяет наполнить его новым содержанием, что на сегодняшний день актуально и обусловлено следующими факторами: многообразием и вариативностью трактовок понятия в научной литературе; спецификой диалога отечественной науки («политкорректность», «терпимость к иному мировоззрению, поведению и обычаям», «диалог культур») специфическим содержанием и направленностью педагогической деятельности. В статье освещаются важные вопросы воспитания молодого поколения в духе толерантности, описаны современные подходы к пониманию термина «толерантность», рассмотрен достаточно новый, но актуальный метод воспитания толерантности подростков - киномузыка. Раскрыто, что толерантность - многоапектный педагогический феномен, имеющий характеристики системности, субъектности, предметности и выступающий фактором развития личности. Зафиксированы основные концептуальные принципы, на которых базируются новые способы и средства воспитания толерантной личности. Выделен инспирирующий (запускающий) фактор актуализации и развития толерантности - музыкальное искусство. В качестве важнейшего условия, обеспечивающего всестороннее развитие личности, воспитание толерантности учащихся, выделяется открытая образовательная среда. Сделан вывод о том, что киноискусство привносит в работу учителя в деле воспитания толерантности визуальную достоверность, жизненные ситуации, конкретных людей и через переживания в процессе восприятия побуждает к личностному отклику, личностному отношению.
The question of studying tolerance education is of particular relevance in adolescence. In the foreground the values and principles necessary for free development are put forward. They include ethics of non-violence strategy, the idea of tolerance to strange and alien positions and traditions, values, culture, etc. The application of the concept of «tolerance» in the field of education can fill it with new content that today is relevant due to the following factors: the variety and variability of interpretations of the concept in the scientific literature; the specifics of the dialogue of national science, «political correctness», «tolerance to a different worldview, behavior and practices»; «Dialogue of cultures»; specific content and direction of teaching. The article highlights important issues of education of the young generation in the spirit of tolerance, describes modern approaches to the understanding of the term «tolerance», describes a relatively new, but urgent method of tolerance education of teenagers - film music. It is disclosed that tolerance is a multiple-aspect pedagogical phenomenon, which has systematic characteristics, subjectivity, objectivity and acts as a factor in the development of personality. Basic conceptual principles on which to base new ways and means of education of a tolerant person are presented. Inspire (trigger) factor of the actualization and development of tolerance - the art of music - is distinguished. As an essential condition to ensure the full development of the individual, tolerance education of students, the open learning environment is singled out. The conclusion is that cinematography brings into the work of teachers, who teach tolerance, visual trustworthiness, life situations, specific people, and through the experience in the process of perception, encourages personal response to personal relationships.
Подаева Н.Г., Подаев М.В., Масина О.Н.. СОЦИОКУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Статья посвящена социокультурному (культурно-ценностному) подходу, позволяющему определить математическое образование как форму человеческой культуры, направленную на трансляцию и усвоение накопленного опыта, знания как носителей культурных ценностей, и социокультурное развитие обучающихся средствами математики - развитие культурных базовых способностей, обеспечивающее возможность эффективной деятельности школьника в социальной среде, формирование его культуры, навыка и потребности социальных взаимодействий. Содержательно раскрывается концептуальная модель социокультурно-ориентированного обучения математике, включающая новое наполнение структурно-функциональных компонентов: методологического, содержательного, процессуального и оценочно-диагностического, теоретическое обоснование структурных планов. В качестве наполнения содержательного плана модели приводится так называемая модель динамики освоения субъектом ценностей: познавательная деятельность в области математики представлена как системное образование, компоненты которого одновременно рассматриваются и как фазы цикла культурного освоения субъектом ценностей, как динамика деятельности познания - ценностная ориентация, побуждение, коммуникация, адаптация и продуцирование. Ценностное отношение возникает на каждой фазе этого цикла, но, только пройдя все звенья, фазы цикла становится культурной ценностью. Наполнением процессуального блока модели является технология социокультурно-ориентированного обучения математике (на примере обучения геометрии в 5-9 классах). Цель технологии - создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития школьников. Основная ориентация - принцип «метапредметности», предполагающий обучение общим приемам, образцам мыслительной работы, которые лежат «над предметами», «поверх предметов», но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Главная идея - не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы, предоставив обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей.
The article is devoted to the socio-cultural (cultural value) approach which allows us to define mathematical education as a form of human culture, aimed at broadcasting and assimilation of experience, knowledge, as bearers of cultural values and socio-cultural development of students by means of mathematics - the development of cultural basic skills, ensuring efficient operations of student in the social environment, the formation of its culture, skills and needs in social interactions. Substantially a conceptual model of socio-cultural-based teaching of mathematics, including new content of structural and functional components: methodological, substantive, procedural and evaluative and diagnostic, theoretical basis of structural plans. As the content meaningful plan model is a so-called model of the dynamics of development of the subject property: cognitive activity in the field of mathematics is presented as a system formation, the components of which at the same time are regarded as the phase cycle of cultural development of the subject property, as the dynamics of the acquisition of knowledge - value orientation, motivation, communication, adaptation and production. Valuable relationships arise in each phase of this cycle, but only after passing all parts, cycle phase becomes a cultural value. Filling procedural block of the model is a technology-oriented socio-cultural teaching of mathematics (for example, geometry teaching at grades 5-9). The purpose of technology is to create the content and organizational conditions for personal self-development of pupils. The main focus is the principle of “meta-subject”, involving common training methods, models of mental work that lie “above items”, “on top of things”, but which are reproduced when dealing with any subject material. The main idea is not to disclose information and to develop, but transfer methods of work, to provide students with the means for self-development of personality, aware of themselves and their place in the world, to understand other people.
Сидорова М.В.. ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
В данной статье говорится о том, что высшее образование, в том числе и ведомственное, в настоящее время претерпевает множественные преобразования в подготовке специалистов с учетом потребностей общества и государства. Успешность поставленных задач зависит от уровня развития самообразовательной компетентности педагога как одного из значимых показателей его профессионализма. Изучение различных походов к понятию «самообразование» позволило автору представить собственное уточнение термина, определив его как специально организованную, систематическую познавательную деятельность педагога, обладающую определенными личностными характеристиками, отраженными в статье, и направленную на достижение общественно значимых целей. Анализируются особенности самообразовательной деятельности преподавателя, обозначены проблемные зоны. Применительно к ведомственному вузу установлено, что педагоги, особенно в современных условиях социальных изменений образовательной среды, испытывают значительные затруднения в отдельных компонентах педагогической деятельности, в том числе в реализации индивидуального маршрута самообразования преподавателя. Определено, что основными причинами являются: слабая выраженность мотивов самообразования; отсутствие опыта самообразования и позитивного отношения к нему; затруднения в адаптации к профессиональной деятельности. В статье указано, что эффективность самообразования напрямую зависит от практической готовности личности педагога к осуществлению самообразовательной деятельности. Автор представляет готовность преподавателя к самообразованию как интегративную характеристику личности, обладающую структурным и содержательным наполнением. Разрешение выявленных затруднений возможно только при условии соответствующей орга низации самообразовательной деятельности преподавателя и ее содержательном наполнении с учетом особенностей образовательной среды вуза. Обоснована необходимость организации самообразовательной деятельности педагога в ведомственном вузе, представлена педагогическая технология его самообразования, выделены компоненты, педагогические условия, способствующие успешности его самообразовательной деятельности.
This article states that higher education, including departmental, is currently undergoing multiple transformations in training, in accordance with the needs of society and the state. The success of tasks depends on the development of the teacher’s self-competence as one of the most important indicators of his professionalism. Studying various approaches to the concept of self-education has allowed the author to submit his own self-clarification of the term, in relation to teaching. So, self-education is a specially organized, systematic cognitive activity of the teacher, having its certain personal characteristics, reflected in the article, and aimed at achieving socially significant goals. The features of self-educational activity of the teacher are analyzed in the article, as well as the problem areas are designated. With regard to the departmental university, it is found out that teachers are experiencing considerable difficulties connected with the individual components of pedagogical activity, particularly, with the realization of an individual self-education route, especially in the present conditions of social changes in their educational environment. It is defined that the main reasons for it are: low self-motivation, lack of certain experience of self-education and of a positive attitude towards it; difficulties in adapting to the professional activity. In the article it is determined that the effectiveness of self-education depends on the practical readiness of a teacher to the implementation of self-educational activity. The author represents the teacher’s readiness for self-education as an integrative characteristics of the individual, having structural and meaningful content. Resolution of the identified difficulties is possible only on condition of the organization of self-educational activity of the teacher and its substantive content, taking into account the features of the educational environment of high school. The necessity of self-educational activity of the teacher in the departmental college is proved, and the pedagogical technology of self-education is presented, the components and pedagogical conditions necessary for the teacher’s successful self-educational activity are stated.
Кошелева А.О., Краснослободцев А.В.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ-ЭКОЛОГОВ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В статье раскрываются педагогические условия, необходимые для эффективного функционирования системы повышения квалификации в вузе при внедрении электронного обучения. Описаны методы и формы, современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалистов-экологов на курсах повышения квалификации. Обозначена необходимость создания законодательной базы для эффективной организации системы дополнительного образования при использовании дистанционных образовательных технологий. Проведен краткий анализ имеющейся нормативно-правовой базы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузе. Авторы статьи раскрывают понятие «электронное обучение», анализируют преимущества и эффективность его использования в современном высшем образовательном заведении. Проведенный анализ теоретических источников по исследованию педагогических условий электронного обучения позволяет утверждать, что в последние годы его роль в решении проблемы повышения квалификации специалистов - сотрудников разных ведомств - существенно возросла. Раскрыты некоторые ведущие характеристики информационно-образовательной среды высшего образовательного заведения. Представлены различные аспекты многомерной образовательной среды, учет которых необходим при реализации целей и задач электронного обучения. В статье описаны и раскрыты необходимые условия внедрения информационного портала для осуществления учебно-познавательной деятельности слушателей курсов. Уделено внимание многообразию средств организации дистанционного обучения. Авторы статьи выделяют основные группы комплекса современных средств обучения в условиях электронного обучения. Они предполагают, что в вузах, реализующих задачи повышения квалификации, должна быть создана гибкая и диверсифицированная система дистанционного обучения, которая позволит эффективно осуществлять подготовку и профессиональную переподготовку кадров по разным направлениям, а также результативно использовать финансовые ресурсы. В статье уделено внимание экспериментальным данным, полученным в рамках проводимого авторами исследования, в частности результатам констатирующего и формирующего экспериментов. Сделан вывод о том, что внедрение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации дополнительных профессиональных программ обеспечит конкурентоспособность российского образования.
The article reveals the pedagogical conditions necessary for the effective functioning of the advanced training system at university implementing e-learning. The methods, forms, and modern educational technologies based on the use of ICT in the preparation of ecologists at the advanced training courses are described in the article. It also emphasizes the need to create a legal framework for the effective organization of additional education using distance learning technologies. The brief analysis of the existing legal framework of e-learning and distance learning technologies at university has been conducted. The authors explain the concept of «e-learning», analyze the advantages and efficiency of its use in the modern institution of higher education. The analysis of theoretical sources for the study of pedagogical e-learning environment suggests that in recent years its role in solving the problem of advanced training of specialists - employees of different departments - has increased significantly. Some of the essential characteristics of the educational environment of higher educational institutions are revealed. The authors present the various aspects of a multidimensional learning environment that require consideration in implementation of e-learning goals and objectives. The conditions necessary for the implementation of an information portal of educational and cognitive activity course participants are described and disclosed in this article. The authors pay attention to the variety of means of distance learning. The authors distinguish major groups of complex modern means of training in terms of e-learning. They suggest that the flexible and diversified system of distance learning is to be created at universities implementing advanced training tasks. It will provide the effective training and retraining of personnel in various fields, as well as the effective use of financial resources. The article represents the experimental data obtained during the research carried by the authors, in particular, the results of ascertaining and forming experiments. It is concluded that the introduction of distance learning technologies and e-learning into the implementation of additional professional programs will ensure the competitiveness of Russian education.
Седых Ю.М.. ВОСПРИЯТИЕ ЭТНИЧНОСТИ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ В РЕОРГАНИЗОВАННОЙ ШКОЛЕ ГОРОДА МОСКВЫ
Целью данной статьи является рассмотрение особенностей восприятия этничности учащимися среднего звена реорганизованной школы, чье формирование на начальном этапе обучения проходило в разных условиях: в школе с этнокультурным русским компонентом обучения и обычной многонациональной средней школе. После реорганизации объединенным учительским и детским коллективам пришлось выстраивать рабочие и бытовые взаимоотношения заново. Методами исследования являлись интервью и анкетирование, касавшееся не только одноклассников другой национальности, но и обучающихся в целом: учатся они в данной школе, другой школе или с ними учатся друзья информантов. Относительно самого понятия «этничность» ответы информантов можно разделить на три категории. Одни считают, что этничность - это народ, в то время как вторая группа определяет этничность как разновидность отношений уважения между людьми разных наций. Наконец, третья группа воспринимает этничность как набор традиций, обычаев и культурных явлений. В то же время все информанты признаются, что не уверены в своем ответе и не понимают, о чем все-таки идет речь, поскольку никогда прежде не задумывались об этом. Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что в целом этничность не воспринимается в детской среде как нечто мешающее воспринимать саму личность одноклассника или любого другого школьного товарища, так как на первом плане находятся объединяющие факторы: общие интересы и проблемы. Она, скорее, является дополнением этой личности и вызывает в целом позитивные эмоции: интерес к культурным ценностям, юмор над представителями этой национальности. Негатив относительно этничности остается за рамками школы: от гипотетических умозаключений до ситуаций вне образовательного процесса.
This article is the part of the research of the perception of the ethnicity in the reorganized multiethnic school. The aim of the article is to show the peculiarities of perception of the ethnicity among the secondary school pupils who had different educational environment in the primary school. Before the reorganization of schools one group of children had studied in a multiethnic school and the other group - in a special school only for the Russian children. The first school had different traditions of national celebrations and never had problems with conflicts connected with nationality. The teachers and the pupils were used to each other and didn’t have problems in communication because of different nationalities. The second school had the policy to prevent children who were not Russians, especially Muslims, from entering it. The first part of the article touches upon the particularity of the reorganization. The second part describes the children’s understanding of the definition «ethnicity» and the ways of the mutual perception in their community. All in all, children don’t understand the meaning of «ethnicity» because they have never thought about it. But they still have some ideas about how to deal with different nationalities and it matters for them if a person is a friend, a schoolmate, a neighbor or someone unknown. Ethnicity can be mentioned in addition to a personality description, sometimes in a humorous but always in a friendly way, if the children mean someone they know because primarily they care about such features as loyalty, reliability, sense of humor. They can mention ethnicity in a negative way when they speak about some widely-discussed situations which involve people of different nationalities they do not know.