Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
СПЕЦИФИКА ПРОСТОЙ И СЛОЖНОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИИ У ПОДРОСТКОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В работе исследуются показатели простой и сложной сенсомоторной реакции у подростков, обучающихся гуманитарным и техническим специальностям. Было обследовано 100 подростков-студентов в возрасте от 13 до 17 лет с помощью особого варианта рефлексометрии - методики РеБОС 1. Простая сенсомоторная реакция представляла собой максимально быструю ответную реакцию на раздражитель нажатием клавиши «пробел». Сложная сенсомоторная реакция представляла собой реагирование на все стимулы, кроме определенного, что позволяло выявить качество тормозных процессов в центральной нервной системе. Результаты свидетельствуют о том, что выбор студентами специальности в значительной мере предопределялся психофизиологическими возможностями, причем на технические специальности шли девочки и мальчики, которые лучше ориентируются в потоке сигналов. Более того, усложнение ситуации не ведет у них к снижению прогностических способностей, но увеличивает их, тогда как у студентов гуманитарных специальностей, напротив, усложнение ситуации эксперимента ведет к снижению прогностических возможностей. Девочки, обучающиеся на технических специальностях, лучше ориентируются в потоке сигналов при выполнении и простой, и сложной сенсомоторных реакций по сравнению с девочками, обучающимися на гуманитарных специальностях. Мальчики, обучающиеся на технических специальностях, обнаруживают преимущество в анализе структуры сенсорного потока по отношению к мальчикам, обучающимся на гуманитарных специальностях, только при выполнении сложной сенсомоторной реакции.
Ключевые слова
подростки; простая и сложная сенсомоторные реакции; среднее время реакции; adolescents; simple and complex sensorimotor reaction; average reaction time
THE SPECIFICITY OF SIMPLE AND COMPLEX SENSORIMOTOR REACTIONS OF ADOLESCENTS OF HUMANITARIAN AND TECHNICAL SPECIALTIES
In the article the indicators of simple and complex sensorimotor reactions of adolescents of humanitarian and technical specialities are investigated. One hundred students participated. A special option of reflexometrics - ReBOS 1 was used. The simple sensorimotor reaction was the fastest response to a stimulus. The complex sensorimotor reaction was a response to all stimuli with the exception of the reaction to one of it, which allowed us to identify the quality of suppressive processes in the Central nervous system. The results indicate that the selection of students was largely predetermined by physiological capabilities, and boys and girls, who better find themselves in the signal flow, choose technical specialties. Moreover, the complexity of the situation does not cause the reduction of predictive abilities, but increases them, whereas students of humanitarian specialities, on the contrary, the complexity of the experiment leads to a decrease in predictive abilities. Girls of technical professions find themselves better in the flow of signals when performing simple and complex sensorimotor reactions, compared to girls of humanitarian specialities. Boys of technical specialities find an advantage in the analysis of the structure of the sensory stream against the boys of the Humanities only when performing complex sensorimotor reactions.
Список литературы
-
Александрова Л.А., Арчакова Т.О., Березовская Р.А., Буркова С.А. и др. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. М., 2016.
-
Аллахвердов В.М., Белова С.С., Бехтерева Н.П., Бристол А. и др. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. М., 2011.
-
Вергунов Е.Г., Николаева Е.И. Метафора янусовидной деятельности. Часть 2: Поиск невербальной метафоры для оценки креативности // Вестник психофизиологии. 2014. № 3. С. 57-72.
-
Ельникова О.Е. Особенности внутренней картины болезни у представителей разных групп здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.
-
Ельникова О.Е. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте: дис. … канд. псих. наук. Елец, 2004.
-
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб: Питер, 2003. 382 с.
-
Каменская В.Г. Томанов Л.В., Деханова И.М. Скоростные и стохастические показатели сенсомоторных реакций на динамические организованные зрительные и акустические стимулы // Психологический журнал. 2011. № 3. С. 128-136
-
Ландэ Д.В. Основы интеграции информационных потоков. Киев: Инжиниринг, 2006.
-
Нафикова Е.В., Зверева С.В. Сенсомоторная интеграция как психофизиологическая предпосылка развития вербального интеллекта мальчиков и девочек 11-12 лет // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 2. С. 24-38.
-
Николаева А.А., Николаева Е.И., Пиковская Н.Б., Николаев К.Ю., Скворцова Ю.Н. Зависимость концентрации кортизола и инсулина от типа функциональной асимметрии мозга у больных с пограничной артериальной гипертонией при наличии синдрома вегетативной дистонии и без него // Кардиология. 1998. Т. 38. № 3. С. 73-74.
-
Николаева Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 2. С. 118-125.
-
Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Школьная успеваемость и специфика реакций подростков на стохастический сигнал // Психология человека в современном мире. Мат. всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна / Ред.: А.Л. Журавлев, И.А. Джидарьян, В.А. Барабанщиков, В.В. Селиванов, Д.В. Ушаков. М: ИПРАН, 2009. С. 366-373.
-
Николаева Е.И., Гаджибабаева Д.Р. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т. 2. № 14. С. 70-73.
-
Николаева Е.И., Яворович К.Н. Характеристики сенсомоторной реакции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных признаков // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 133-141.
-
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб.: Питер, 2010.