Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕМИНАРИИ РПЦ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматриваются отличительные свойства процесса обучения в светской и духовной образовательных организациях. Проводится сравнительный анализ образовательного процесса в Воронежской духовной семинарии и Воронежском государственном университете. Особое внимание уделяется его влиянию на социализацию современной молодежи. В связи с этим исследуются первичная и вторичная социализации студентов вышеназванных учебных заведений. Выявлено, что у обучающихся в духовной образовательной организации социализация более успешная, чем у обучающихся в светском вузе. Социализация студентов в Воронежской духовной семинарии представляет собой основу их духовного формирования и развития. Посредством социализации духовные способности актуализируются, становятся убеждением, нравственным повелителем, руководством к действию. Доказано, что социализация личности в духовной семинарии является основой общего процесса социализации, поскольку определяет духовно-нравственные и морально-этические ориентации обучающихся. Социализация у студентов Воронежской духовной семинарии рассматривается как важное условие формирования на этой основе собственных мировоззренческих идеалов, принципов и убеждений, характеризующих внутренний мир личности.
Ключевые слова
образовательный процесс; Русская Православная Церковь; Воронежская духовная семинарии; социализация; особенность образовательного процесса; современная молодежь; educational process; Russian Orthodox Church; Voronezh Theological Seminary; socialization; pecu
PECULIARITIES OF THE CONSTRUCTION OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE SEMINARY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND ITS IMPACT ON THE SOCIALIZATION OF THE MODERN YOUTH
The article discusses the distinguishing features of the educational process at the seminary. A comparative analysis of the educational process at secular educational organizations and at Voronezh Theological Seminary is conducted. We study primary and secondary socialization of modern youth at Voronezh Theological Seminary and at Voronezh State University. Distinctive features of the educational process at Voronezh Theological Seminary and its impact on the socialization of modern youth are revealed. It was revealed that the socialization of the students of Voronezh Theological Seminary is more successful than of the students of Voronezh State University. The socialization of the person at Voronezh Theological Seminary is the basis of its spiritual formation and development. Through socialization spiritual qualities become important, they become a conviction, a moral lord, a guide to action. It is proved that the socialization of the person at Theological Seminary is the basis of the overall process of socialization, because it determines the spiritual, moral and ethical orientation of the student. The socialization of students at Voronezh Theological Seminary is an important condition for the formation on that basis of their own philosophical ideals, principles, and beliefs, describing person’s inner world.
Список литературы
-
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
-
Борытко Н.М. Теория обучения. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
-
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005.
-
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. 2009. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/934945.html (дата обращения: 10.12.2016).
-
Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: Институт русской цивилизации, 2011.
-
Каратеева H.A. Духовная основа становления личности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та бизнеса, 2007.
-
Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. М.: Феникс, 2006.
-
Котова И.Б. Психология. М.: Феникс, 2003.
-
Мартышин Д. С., Бочков П. В. Социальная работа Церкви как важнейшее условие социализации человека // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 609-613.
-
Матвеева А.И. Духовная социализация личности как проблема социальной философии: дис. … докт. филос. наук. Екатеринбург, 2012.
-
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 2009.
-
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: «Академия», 2005.
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 2. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
-
Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
-
Склярова Т.В. Социальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 61-66.
-
Фолиева Т.А. Религиозная социализация и воспитание в трактовке советских религиоведов // NOMOS. 2013. № 80. С. 42-54.