Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ВКЛЮЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Работа посвящена изучению факторов психологической готовности учителей образовательных организаций, способствующих включению в общеобразовательный класс ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такими факторами могут являться: наличие мотивации к психологической готовности; смысложизненные представления и ценностные ориентации учителей; уровень тревожности и преобладающие копинг-стратегии. Исследование факторов психологической готовности учителей к включению в общеобразовательный класс детей с ограниченными возможностями здоровья проводилось с использованием следующих методик: опросник «Удовлетворенность работой» Г.С. Никифорова; «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности»К. Замфира (в модификации А. Реана); тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; тест «Ценностные ориентации» М. Рокича; «Диагностика типологий психологической защиты» Р. Плутчик( в адаптации Л.И. Вассерма); «Методика диагностики тревожности» Спилбергера-Ханина; определение копинг-стратегий (Lazarus R.S.). Выявлено, что те учителя, которые готовы включить в класс детей с ОВЗ, характеризуются желанием повышать свою профессиональную квалификацию, но находят множество причин, затрудняющих возможность реализации самообразования и саморазвития. Их внутренняя мотивация психологической готовности зависит от внешней положительной мотивации, а сложности в работе повышают уровень тревожности, но не ведут к активации проблемноцентрированного копинга. Особенность ценностных представлений учителей инклюзивных классов такова, что она препятствует принятию проблемного ребенка, а потому может быть одной из причин неудовлетворенности работой данной группы учителей .
Ключевые слова
учитель; инклюзивное образование; дети с ограниченными возможностями здоровья; факторы психологической готовности; teacher; inclusive education; children with disabilities; psychological readiness
PSYCHOLOGICAL READINESS OF TEACHERS TO THE INCLUSION IN THE GENERAL EDUCATION CLASS OF STUDENTS WITH DISABILITIES
This study focuses on factors of psychological readiness of teachers of educational institutions, contributing to the integration into the General education class of a child with disabilities. Such factors can be: the presence of motivation to psychological readiness, life views and value orientations of teachers and the level of anxiety and prevailing coping strategies. The study of factors of psychological readiness of teachers to the inclusion in the General education class of children with disabilities was conducted using the following methods: questionnaire “Job Satisfaction” of G.S. Nikiforov; “The study of motivation of professional activity” of K. Zamfir (in A. Rean’s modification); D.A. Leontiev’s test “Life orientations”; M. Rokich’s test «Value orientations»; R. Plutchik’s “The diagnosis of typologies of psychological protection” (in L.I. Vasserman’s adaptation); “The methods of diagnosis of anxiety” of Spielberg-Hanin; the definition of coping strategies (R.S. Lazarus). It is revealed that those teachers who are willing to include in the class children with disabilities are characterized by their desire to improve their professional qualifications, but they find plenty of reasons that hinder the possibility of implementing self-education and self-development. Their internal motivation of the psychological readiness depends on external positive motivation, and obstacles in the work increase the level of anxiety but do not lead to the activation of problem coping. The peculiarity of value conceptions of teachers of inclusive classes is such that it prevents the adoption of a child with problems, and therefore may be one of the reasons of dissatisfaction with the work of this group of teachers.
Список литературы
-
Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
-
Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. 2007. № 9. С. 11-15.
-
Дунаевская Э.Б., Котова С.А. Психолого-педагогические условия адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Федеральных государственных стандартов начального общего образования. Абакан, 2003.
-
Котова С.А., Дунаевская Э.Б. Условия подготовки перехода общеобразовательных школ на инклюзивное образование // Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства. Материалы XX Международной конференции, Санкт-Петербург, 2013. С. 59-54.
-
Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51-59.