Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАТРИОТИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РУССКИХ И КАЗАХСКИХ СТУДЕНТОВ
В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, посвященного проблеме патриотичности и этнической идентичности. Исследование проводилось на выборке этнически русских и казахских студентов. Выборка русских студентов состояла из молодых людей, обучающихся в вузах г. Москвы. Все казахские студенты с рождения проживают и обучаются в Казахстане. На этапе формирования выборки с целью минимизации влияния индивидуальных и социальных факторов в группу респондентов были включены студенты, не состоящие в каких-либо национально-религиозных сообществах и не принимающие участие в общественно-политической деятельности. Исследование патриотичности осуществлялось в контексте целостно-функционального подхода, в котором данное свойство рассматривается как многомерное психологическое образование, включающее в себя совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых составляющих. Этническая идентичность понимается как ядро этнического самосознания личности, входит в структуру социальной идентичности личности и представляет собой психологический феномен, основанный на осознании принадлежности индивида к определенной этнической группе и оценивании себя на основе принадлежности к конкретной общности. При этом в процессе осознания индивидом себя как участника этнической группы происходит как отождествление с этой группой, так и отчуждение от других этносов. В исследовании с помощью стандартизированного психодиагностического инструментария и методов математической статистики были выявлены особенности проявления патриотичности и этнической идентичности у русских и казахских студентов. На следующем этапе исследования проводился сопоставительный анализ составляющих патриотичности и этнической идентичности в представленных выборках. Отдельно тщательно проанализирована психологическая структура патриотичности в русской и казахской подгруппах, дана психологическая сравнительная характеристика. На завершающем этапе исследования анализировалась взаимосвязь этнической идентичности и патриотичности в обсуждаемых выборках, а также осуществлялся сопоставительный анализ.
Ключевые слова
личность; патриотичность; этническая идентичность; сравнительный анализ; респонденты; студенты; переменные; характеристики; анализ; personality; patriotism; ethnic identity; comparative analysis; respondents; students; variables; features; analysis
THE CORRELATION OF PATRIOTISM AND ETHNIC IDENTITY VALUES OF RUSSIAN AND KAZAKH STUDENTS
The article analyzes the results of the empirical research dedicated to the problem of patriotism and ethnic identity. The study was conducted on the sample of ethnically Russian and Kazakh students. The sample consisted of the Russian students studying at universities in Moscow. All the Kazakh students have been living since their birth and trained in Kazakhstan. At the stage of sampling with a view to minimize the impact of individual and social factors the respondents group included students who do not belong to any of the national-religious community and do not take part in political activities. The study of patriotic behavior was carried out in the context of integrally-functional approach, in which this property was considered as a multidimensional psychological phenomenon, which includes a set of instrumentally-stylistic and motivational-semantic components. Ethnic identity is understood as a nucleus of ethnic self-awareness, is a part of the social identity of an individual and is a psychological phenomenon, based on the awareness of individuals belonging to a particular ethnic group and evaluating themselves as belonging to a particular community. At the same time, in the process of individual’s perception of himself as a member of an ethnic group, there is both the identification with this group, and the alienation from other ethnic groups. Using standardized psycho-diagnostic instruments and methods of mathematical statistics the study revealed the features of patriotism and ethnic identity manifestation of the Russian and Kazakh students. At the next phase of the study a comparative analysis of the components of patriotism and ethnic identity in the submitted samples was conducted. The psychological structure of patriotism in Russian and Kazakh subgroups was analyzed separately, the comparative psychological characteristics were given. At the final phase of the study the relationship between the ethnic identity and patriotism in the discussed samples was analyzed, and a comparative analysis was carried out.
Список литературы
-
Ганичев В.Н. О русском. М.: Институт русской цивилизации, 2013.
-
Ким К.В. Этническая идентичность детей из русско-якутских семей: дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2009.
-
Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. № 5.
-
Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994. С. 9-23.
-
Кудинов С.И. Психологический анализ проявления патриотичности личности студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 2. С. 5-14.
-
Кудинов С.И. Роль ответственности в проявлении патриотичности личности // Российский научный журнал. 2014. № 2 (40). С. 162-168.
-
Кудинов С.И. Роль профессиональной идентичности в самореализации педагогов-психологов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 2(30). С. 105-113.