Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КРЕАТИВНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТОВ ДЖ. ГИЛФОРДА И Е.П. ТОРРЕНСА
В отечественной диагностической практике широко распространены два теста, направленные на оценку креативности: тест Дж. Гилфорда и тест Е.П. Торренса, причем оба адаптированы одним автором - Е. Туник. У этих тестов разная структура: один непосредственно предлагает в качестве результата характеристики креативности, такие как гибкость, оригинальность, беглость и разработанность. Второй имеет эти характеристики в скрытом виде, предлагая в качестве результата виды деятельности, связанные с креативностью. Представляло большой интерес с практической точки зрения сравнить результаты тестов на одной и той же выборке. В исследовании приняли участие ученики 6-7 классов. Всего было обследовано 158 детей, из них 61 мальчик и 97 девочек. Испытуемые индивидуально выполнили оба теста в стандартном варианте адаптации Е. Туник. Оказалось, что все подростки, согласно тесту Дж.Гилфорда, распадаются на 2 группы: те, у кого результаты выше среднего (43,0 %), и те, у кого результаты ниже среднего (57,0 %). Анализ распределения результатов подростков по тесту Торренса обнаруживает три группы: в группу с самыми высокими показателями попадают 28,5 % учеников, с самыми низкими значениями - 34,8 % , со средними показателями - 36,7 % подростков. Оценка данных конкретных испытуемых, попадающих в разные группы, свидетельствует о том, что все ученики с самыми высокими баллами по тесту Е.П.Торренса попали в группу более креативных по тесту Дж. Гилфорда. Оба теста (тест Дж. Гилфорда и тест Е.П. Торренса), направленные на выявление уровня креативности у подростков, наиболее эффективно выделяют группу одаренных детей, тогда как распределение менее креативных детей на подгруппы происходит более неопределенно.
Ключевые слова
креативность; тест Е.П. Торренса; тест Дж. Гилфорда; младшие подростки; creativity; E.P. Torrence’s test; J. Guildford’s test; the youngest teenagers
COMPARATIVE ANALYSIS OF ASSESSMENT RESULTS OF CREATIVITY USING J. GUILFORD AND E.P. TORRANCE’S TESTS
In the domestic diagnostic practice two tests are widely used, both assessing creativity: the test of J Guildford and the test of E. P. Torrance. Both of them are adapted for Russia by E. Tunik. These tests have different structures: one directly offers as a result the characteristics of creativity such as: flexibility, originality, fluency and elaboration. The second one has these features hidden offering as a result activities related to creativity. It was of great interest from a practical point of view to compare the results of tests on the same group of subjects. The study involved pupils of 6-7 classes. 158 children, 61 boys and 97 girls were the subjects. Subjects individually performed both tests in the standard adaptation by E. Tunick. It turned out that all teens, according to the Guilford’s test fall into 2 groups: those with above average results (43,0 %), and those who have below-average results (57,0 %). Analysis of the distribution of adolescents according to the results of Torrence’s test detects three groups: the group with the highest level of scours (28.5 % of pupils), the lowest level (34,8 %) and average level (36,7% of adolescents). The analysis of all subjects falling into different groups suggests that all students with the highest scores of the Torrence’s test were in the group of more creative people in accordance with J. Guildford’s test. Both tests distinguish the group of gifted children most effectively, while the distribution of children in less creative groups is more uncertain.
Список литературы
-
Аллахвердов В.М., Белова С.С. и др. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам. Колл. монография. М., 2011.
-
Беловол Е.В., Рушина М.А. Психологические особенности одаренности личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 3. С. 26-34.
-
Богоявленская Д.Б.Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 1(2). С.54-57.
-
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.
-
Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Гилфорд Д. Психология мышления. Под. ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.
-
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
-
Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб: Питер, 2017.
-
Николаева Е.И., Гаджибабаева Д.Р. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. № 2(14). С. 70-73.
-
Николаева Е.И., Новикова А.В. Сравнительный анализ интеллекта и креативности с параметрами простой и сложной сенсомоторных реакций у младших подростков // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 3. С. 47-51.
-
Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. М.: Дидактика плюс, 2002.
-
Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М.: Карьерапресс, 2015.
-
Feist G.F., Barron F.X. Predicting creativity from early to late adulthood: Intellect, potential, and personality // Journal of Research in Personality. 2003. 37. P. 62-88.
-
Hennessey B.A., Amabile T.M. Creativity // Annu. Rev. Psychol. 2010. V. 61. P. 569-598.
-
Torrance E. P. A longitudinal examination of the fourth grade slump in creativity // Gifted Child Quarterly. 1968. V. 12. P. 195-199.