Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №37 (1) (2017)
СООТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ С ЭТНИЧЕСКИМИ СТЕРЕОТИПАМИ И УСТАНОВКАМИ У РУССКИХ И АРМЯНСКИХ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается проблема личностных факторов социальной перцепции и межэтнического восприятия. Проанализированы зарубежные и отечественные исследования, в которых изучались личностные детерминанты этнических установок, стереотипов, предубеждений. Показана недостаточная изученность в отечественных исследованиях связей индивидуально-личностных факторов модели «Большая пятерка» со спецификой межэтнического восприятия. Представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования соотношения особенностей этнических стереотипов и установок студентов с факторами модели «Большая пятерка». В исследовании принимали участие 50 русских студентов, обучающихся в московских вузах, и 50 армянских студентов, обучающихся в Армении и в России. Для диагностики факторов «Большой пятерки» (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие, добросовестность) применялся «Пятифакторный опросник» в русской адаптации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова. Этнонациональные установки (националистические, патриотические, нейтральные, негативистские) определялись с помощью «Шкалы этнонациональных установок», разработанной О.Е. Хухлаевым, И.М. Кузнецовым и Н.В. Ткаченко. Для изучения некоторых особенностей этнических авто- и гетеростереотипов использовался семантический дифференциал в модификации «Личностный семантический дифференциал». Статистическая обработка результатов проводилась с помощью критерия Уэлча и рангового корреляционного анализа. Результаты исследования свидетельствуют о том, что с особенностями межэтнического восприятия достаточно тесно связаны практически все факторы «Большой пятерки», за исключением нейротизма. При этом выявленные соотношения имеют ярко выраженную этническую специфику в группах русских и армянских студентов и неоднозначно соотносятся с результатами ранее проведенных исследований по сходной тематике, что свидетельствует о необходимости продолжения работы с привлечением дополнительных методов и расширением состава выборок.
Ключевые слова
личность; черты личности; индивидуально-личностные факторы; «Пятифакторная модель» («Большая пятерка»); этнические стереотипы; этнонациональные установки; предубеждения; personality; personality traits; Big Five factors; the Five-Factor Model (the «Big Five»
RELATIONS OF BIG FIVE FACTORS WITH ETHNIC STEREOTYPES AND ATTITUDES IN RUSSIAN AND ARMENIAN STUDENTS
The article discusses the problem of personal factors of social and interethnic perception. Foreign and domestic psychological studies that examined the personality determinants of ethnic attitudes, stereotypes and prejudices are analyzed. Insufficient study of the relations between the Big Five factors and the ethnic perception specifics in Russian psychology is shown. The research results of the Big Five factors correlation to ethnic stereotypes and attitudes features of students are presented and analyzed in this article. A total of 100 respondents took part in the research, including 50 Russian students from Moscow universities and 50 Armenian students from Russian and Armenian universities. For the diagnosis of the Big Five factors (Neuroticism, Extraversion, Openness to experience, Agreeableness, Conscientiousness) «The Five Factors questionnaire» was used in the adapted by M.V. Bodunov and S.D. Biryukov version. Ethno-national attitudes (nationalist, patriotic, neutral, negativist) were determined with the help of the "Scale of ethno-national attitudes" developed by O.E. Khukhlaev, I.M. Kuznetsov and N.V. Tkachenko. The features of the ethnic auto and heterostereotypes were measured by the technique of the Semantic Differential in the modified version called «Personality Differential». The research findings suggest that the peculiarities of the ethnic perception are closely related with the Big Five factors with the exception of Neuroticism. At the same time, the revealed correlation has a strong ethnic specificity in the group of Russian and Armenian students and controversially correlates with the results of previous studies on similar themes. These facts suggest the need to continue the research with additional methods and the expansion of the samples.
Список литературы
-
Адорно Т., Сэнфорд Р.Н., Френкель-Брюнсвик Э., Левинсон Д.Дж. Исследование авторитарной личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
-
Аллик Ю., Мыттус Р., Реало А., Пуллманн Х., Трифонова А., МакКрэй Р.Р., Мещеряков Б.Г. Конструирование национального характера: свойства личности, приписываемые типичному русскому // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 2-18.
-
Бирюков С.Д., Васильев О.П. Психогенетическое исследование свойств темперамента и личностных характеристик: анализ структуры изучаемых переменных // Труды Института психологии РАН. Т. 2. М., 1997. C. 23-51.
-
Воробьева А.А. Волевые и познавательные черты личности как факторы учебных достижений студентов: дис. … канд. психол. наук. М.: РУДН, 2015.
-
Коваленко А.Г., Чеботарева Е.Ю., Михеева Н.Ф., Ларина Т.В., Новикова И.А., Эбзеева Ю.Н., Маслова О.В., Волк М.И., Ибадова Т.И. Межкультурная коммуникация: лингвистические и психологические аспекты: колл. монография. М.: РУДН, 2009.
-
Крупнов А.И., Новикова И.А. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / Научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 9-30.
-
Крупнов А.И., Новикова И.А., Воробьева А.А. Соотношение системно-функциональной и пятифакторной моделей черт личности: к постановке проблемы // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 2. С. 45-56.
-
Методика личностного дифференциала // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 20-21.
-
Мурзаканова А.З. Особенности толерантности и индивидуально-личностных факторов у русских и кабардинских студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 4. С. 57-64.
-
Мурзаканова А.З., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Толерантность в структуре личности и индивидуальности студентов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 4(32). С. 39-47.
-
Новикова И.А., Панчехина Н.Н. К проблеме соотношения личностных черт и этнических стереотипов студентов многонационального вуза // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 1. С. 29-36.
-
Оганнисян А.А. Специфика этнических стереотипов и социальных представлений армянских и русских студентов // Wyzwania i kierunki rozwoju nauk spolecznych. Polska, Gdansk: Universitet Gdanski, Wydzial Nauk Spolecznych, Instytut Politologii, 2016. С. 431-459.
-
Ткаченко Н.В. Этнонациональные установки и этнические предубеждения: проблема взаимосвязи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 1. С. 149-158
-
Фомина Ю.И. Толерантная и нетолерантная личность: различия в этнических стереотипах // В мире научных открытий. 2015. № 3.2 (63). С. 1222-1238.
-
Фомичева А.Е., Хухлаев О.Е. Исследование взаимосвязи предпочитаемых стратегий совладания с этнонациональными установками // Социальная психология и общество. 2013. № 4. С. 58-69.
-
Хухлаев О.Е. Этнонациональные установки современной российской молодежи // Вопросы психологии. 2011. № 1. C. 46-57.
-
Хухлаев О.Е., Бучек А.А., Зинурова Р.И., Радина Н.К., Тудупова Т.Ц., Хакимов Э.Р.. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи // Культурно-историческая психология. 2011. № 4. C. 97-106.
-
Allport G.W. The Nature of Prejudice. Cambridge, MA: Adisson Wesley, 1954.
-
Altemeyer B. The Authoritarian Specter. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996.
-
Ekehammar B., Akrami N., Gylje M. What matters most to prejudice: big five personality, social dominance orientation, or right-wing authoritarianism? // European Journal of Personality. 2004. N 18, P. 463-482.
-
Heaven P.C.L., Bucci S. Right-wing authoritarianism, social dominance orientation and personality: An analysis using the IPIP measure // European Journal of Personality, 2001. N 15. P. 49-56.
-
Lippa R., Arad S. Gender, personality, and prejudice: The display of authoritarianism and social dominance in interviews with college men and women // Journal of Research in Personality. 1999. N 33. P. 463-493.